26 февраля 2021.

Любовь и Тургенев: в Карагандинском театре имени Станиславского работают над новой постановкой

 

На прошлой неделе в Караганду прибыл известный театральный режиссер Станислав Васильев, уже долгое время сотрудничающий с русским драматическим театром имени К.С. Станиславского. В своем интервью ekaraganda.kz маэстро рассказал, над чем работает в карагандинском театре, почему тема любви в новой постановке главная и очень тесно соотносится с биографией автора произведения. К слову, премьера ожидается 3 апреля. 

 

Станислава Анатольевича карагандинцы знают по классическим спектаклям в театре имени К.С. Станиславского - «Без вины виноватые», «Ревизор», «Вишневый сад» и постановке по современной драме «Стена живых». Напомним, что сам режиссер родом из Чувашии, окончил ГИТИС, служил главным режиссером театра в Чебоксарах и Мурманске.

 

В основе пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне», над постановкой которой актеры и работают вместе со Станиславом Васильевым, лежит любовный четырехугольник. По сюжету жена богатого помещика Аркадия Сергеича Ислаева Наталья Петровна влюбляется в студента Алексея Николаевича Беляева, который обучает ее сына. Михаил Александрович Ракитин — друг семьи, и он уже давно любит Наталью Петровну. Верочка, ее 17-летняя воспитанница, тоже влюбляется в Беляева. Что будет дальше?

 

Действие пьесы происходит в течение месяца, но действие спектакля развернется в течение трех дней. Станислав Васильев делится: это история о терпении и о любви.

 

 

- Станислав Анатольевич, знаю, что Вы работали с артистами онлайн еще до приезда в Караганду. В этом есть плюсы, на ваш взгляд? Как Вы себя чувствовали в таком формате?

 

- Несмотря на онлайн-формат, застольный период - то есть, период читки и разбора пьесы – позволил уже начать работать с артистами так, будто мы находимся рядом. Конечно, на этапе анализа текста это отнимало много сил и энергии, но впоследствии такой формат работы мне показался интересным. Во-первых, собираться удобно – мы можем в любой момент связаться и побеседовать, во-вторых, можно включаться в видео только во время своего эпизода, что тоже комфортно. В итоге к моему прибытию в Караганду артисты готовы работать: мы трудимся уже неделю и понимаем, к чему двигаемся и чего хотим – и это очень важный момент, который дала работа онлайн.

 

Мы готовим постановку «Месяц в деревне» по пьесе И. Тургенева. Конечно, у каждого свое отношение к этому автору. Еще впервые работая над его постановкой по произведению «Отцы и дети», я нашел Тургенева гениальным. Вместе с Чеховым и Гоголем, Тургенев, по сути, составляет фундамент русской классической литературы, сильный и мощный. И когда я читаю «Месяц в деревне», то понимаю: туда вложено все. В течение этого самого месяца в деревне происходят события, которые всех будоражат – и персонажи находятся в ожидании того, чем это закончится. В «Дяде Ване» Чехова так же: все герои – в ожидании финала.

 

- В чем, по-Вашему, главная идея «Месяца в деревне»?

 

- Многие знают историю любви Натальи Петровны. На верхушке айсберга – она, Верочка, Алексей Николаевич. Но если копнуть глубже, это история любви. Потому что здесь все персонажи влюблены, начиная даже с эпизодов – там слуга Матвей пытается удержать свою любимую, служанку Катерину, немолодой немец-гувернер Шааф пытается как-то устроить свою жизнь. Все озабочены своей судьбой, все влюблены. И только помещик Ислаев – герой, которого почти нет на сцене, обладает такой любовью, что ради счастья своей жены может отказаться от собственного. Поэтому в пьесе звучит еще и тема жертвенности.

 

Мы видим, как любит друг семьи Михайла Александрович Ракитин – а любит он Наталью Петровну, и Ислаев ждет: он как будто держит воздушный змей – ее душу и ее любовь и не знает, отпустить ли ему змея в полет или продолжать удерживать. И я хотел бы обратить внимание на то, что это мужская история любви. Мы привыкли, что главные герои «Месяца в деревне» - три влюбленные женщины, а на самом деле здесь образы мужчин намного сильнее и мощнее.

 

В пьесе, добавлю, гениальны взаимоотношения мамы с сыном у Ислаевых, отношения Верочки и Беляева. В «Месяце в деревне» мы видим разную любовь: родительскую, братскую, дружескую, романтическую. И во время наблюдения за такой историей на сцене задумываешься: что такое любовь к человеку? Что она есть для меня, для вас, для нас? Как мы воспринимаем это чувство и насколько открыты ему? В пьесе есть персонаж – доктор Шпигельский, и даже он хочет любви от компаньонки Лизаветы Богдановны, и это стремление не основано на расчете.

 

- А кто воплотит роли главных героев на сцене театра имени К.С. Станиславского?

 

- Наталью Петровну сыграет актриса Александра Мартинс, над ролью Ракитина работает Андрей Марычев, Ислаева воплотит Алексей Браилко, Верочку сыграет Алена Волох. Алексея Николаевича Беляева сыграет Вадим Ахметов – это будет его первая большая роль в театре. На роль Шпигельского назначены два актера – Павел Кондратьев и Артем Жангиров, как и на роль Лизаветы Богдановны – Марина Марычева и Валентина Шматенко. Две актрисы воплотят и маму Ислаева Анну Семеновну – это Галина Турчина и Светлана Федоренко.

 

- А если говорить о Вас как о читателе – чем Вам нравятся произведения Тургенева?

 

- У Тургенева замечательная поэтика языка, несмотря на то, что он – прозаик. Его поэзия – и в драматургии, и это я замечаю во многих его произведениях. «Месяц в деревне» - тоже поэзия, и Тургенев умеет создать такое впечатление. А наше дело – уже сделать так, чтобы его посыл прозвучал со сцены театра просто, легко, глубоко и объемно. Но здесь есть еще одна очень важная деталь.

 

- Какая?

 

- Судьба Тургенева в разрезе пьесы «Месяц в деревне» - даже точнее, его биография и ее влияние на творчество. Известна его история любви: как он жил, где находился, с кем жил, и есть в отношении него цитата о «жизни на краю чужого гнезда». Он жил во Франции, в доме человека преклонного возраста, у которого была супруга, Полина Виардо – и Тургенев, по сути, похож на Ракитина, ведь 40 лет нес крест любви к этой женщине. Верочка в «Месяце в деревне» может быть воплощением первой любви юного Тургенева, которую у него отняли. Поэтому он и ненавидел крепостное право, очень не любил пышные приемы. Сам автор виден во многих персонажах пьесы: Беляев похож на молодого Тургенева, Ракитин – на более зрелого, Ислаев – на позднего. К этому выводу мы с артистами и пришли.

 

- «Месяц в деревне» в 2018 году вы уже ставили в другом театре – в Мурманском областном. Как постановку приняли зрители?

 

- Есть зрители, которые относятся к классике с опаской. С другой стороны, нам всем ведь не чуждо любопытство. Конечно, сначала на спектакль приходили самые преданные фанаты театра, потом – те, кому стало любопытно, что это за спектакль, а дальше уже работает «сарафанное радио» на тему «это совсем не тот Тургенев, о котором мы говорили в школе».

 

- А это, кстати, иногда очень важно.

 

- Поэтому люди проявляют интерес, - улыбается Станислав Анатольевич. – «Давай, сходим, посмотрим, что там – вдруг произведение с ног на голову перевернули?». Но мы не переворачиваем. Мы хотим рассказать историю любви. Тем не менее, когда начинаешь работать над спектаклем с новой труппой, в другом городе, в другом театре – это ведь уже другая история. И всегда она будет разной – будут отличаться сценография, костюмы, поэтому здесь для нас важен сам процесс – то, как мы расскажем эту историю о любви. Кто отдается ей сполна, кто боится это сделать? Какие у этого последствия? Можем ли мы сглупить, поглощенные ею? Боимся ли мы обжечься этой любовью?..

Работа над «Месяцем в деревне» в русском драматическом театре имени К.С. Станиславского продолжается, а премьера постановки запланирована на 3 апреля. 

 

ekaraganda.kz

Полезные ресурсы