30 Октября, 2021

Смех сквозь грусть: в карагандинском театре Станиславского – премьера комедии «Жорж Данден, или Одураченный муж»

Жена – виновна в неверности и лжи, но муж не может это доказать, а потому бессилен, и брак – продолжается. Это почти сюжет «Исчезнувшей» Дэвида Финчера, но в «Жоржен Дандене, или Обманутом муже» в постановке Тургая Велизаде не все так страшно. Премьера комедии Жана-Батиста Мольера в русском драматическом театре имени К.С. Станиславского – уже сегодня, 30 октября, в 17.00.  

 

Такой комедии – и чтобы посмеяться от души, и чтобы поразмыслить – в арсенале нового сезона театра не хватало: он начался с постановок серьезных и весьма тяжелых эмоционально – а это были «Прощай, конферансье!» и «Валентинов день». А как и любая классическая комедия, произведение Мольера вскрывает не только собственно комическую часть супружеской жизни – когда у жены никто и не спрашивал, хочет ли она замуж за человека, выбранного родителями, и ей приходится делать то, что она делает.

 

Напомним, что комедия «Жорж Данден, или Одураченный муж» была создана в XVII веке, а Данден в итоге стал синонимом простака, попавшего впросак и страдавшего оттого, что исполнились его неразумные желания. Богатый крестьянин – а таков Жорж Данден – захотел породниться с аристократами и именоваться «господином де ла Дандиньером». И жениться бы ему на честной крестьянке – но Жорж взял в жены красавицу Анжелику, дочь барона де Сотанвиля. Семья невесты получила за дочь достойную сумму – а на Дандена обрушивается масса неприятностей: тесть с тещей поучают, попрекают плохим воспитанием, жена смотрит свысока и стыдится носить его имя. Беда не приходит одна: за Анжеликой начинает ухаживать красавец-виконт Клитандр.

 

 

Художником-постановщиком спектакля выступила Елена Ким, художником по костюмам – Марина Шнайдер, художником по свету – Денис Цветков. Музыкальным оформлением постановки занимался Ерлан Садуакасов, хореографией – Ирина Николаева, и она же стала ассистентом режиссера. Жоржа Дандена исполняет Павел Кондратьев, Анжелику – Александра Мартинс, супругов де Сотанвиль – Денис Цветков и Оксана Игнатенко. Клитандра на сцене воплощают Вадим Ахметов и Руслан Маевский, Клодину – Нина Круцевич и Юлия Улыбышева, Любена – Владимир Левтеров и Артем Жангиров, а Колена – Алексей Браилко и Александр Тисен.

 

И тут надо сказать, что в роли в спектакле – полное попадание: между героями – нужная химия, искрометные шутки о хлопотах с женой-дворянкой, которая, видите ли, хочет быть в обществе, несмотря на замужество и жить полной жизнью, а чего сложнее – слышать от мужа нежные слова признаний в любви. Анжелике, правда, эти самые слова говорил не муж. Как раз в этой детали комедия показывает еще один слой: о важности сохранять любовную искру в паре – уже говоря современным языком. Не зря ведь существует стереотип о том, что «любовь живет три года» - а мы ему верим.

 

 

Немаловажная фраза, которая задаст тон дальнейшему сюжету – а главный герой мастер попадать во всевозможные ситуации – «Колен, почему в этом дому все ломается?». А ломается, действительно, все: от весьма знакового фонтана в центре двора до отношений между супругами, и перекладывать эти «поломки» на современный лад можно бесконечно и в любых обстоятельствах, поскольку происходят такие случаи и в наше время. Оказаться виновным, когда ты прав? Запросто: зять с тещей уверены, что их дочь – самая лучшая, и мухи не обидит. И, казалось бы, Жорж не сдается: виновница должна быть наказана – а получается как всегда... Вот и выходит, что супруги, вроде бы, вместе, но тут не брак – холодная война. Главный вопрос – а надо ли такое в паре, и надо ли до такого доводить? Кто заслуживает большего сочувствия – Анжелика или все-таки Жорж?

 

 

За этим одновременно уморительным и безрадостным действом с декораций как бы наблюдает Мольер – и, кстати, не только: вместе с ним, слово в щелях в стене, притаились глаза Джоконды и других героев произведений изобразительного искусства эпохи Возрождения. В костюмах персонажей – яркие краски, а Жорж будто бы противопоставлен Клитандру в оттенках своих нарядов: синий против красного – разве что, отталкиваясь от темы льда и пламени, Клитандр более романтичный и, вероятно, страстный, чем Жорж. Атмосфера с точки зрения звука тоже создана соответственно – от музыкального сопровождения до звуков природы и животных: погружение происходит как надо. При этом темпоритм спектакля динамичен, но это не торопит сюжет – хотя вместо трех актов здесь один, а постановка длится 1 час 20 минут.

 

Сам Тургай Велизаде успел оценить и другие спектакли русского драматического театра Караганды – исходя из этого, и выбирал артистов для ролей в «Жорже Дандене». В целом же приглашенный из Тбилиси режиссер рад, что в областном центре есть свой театральный зритель – который, по его наблюдениям, очень тепло принимает спектакли.

 

- Несмотря на карантинные ограничения, зрители приходят – и приходят, в том числе, на спектакли, которые идут в театре не первый год, - поделился Тургай. – А значит, публике это интересно. Кроме того, в Караганде я познакомился со многими интересными людьми – не только в театре, но и вне его, с которыми очень приятно общаться.

 

Цена билетов на спектакль «Жорж Данден, или Одураченный муж» – от 1000 тенге. Театр имени К.С. Станиславского работает по системе «Ashyq», и в выходные возможен пропуск на спектакли только зрителей с «зеленым» статусом в приложении. 

 

 

Полезные ресурсы