23 января 2019.

Было б с кем поговорить

Снова камерный спектакль, где зрительские места прямо на сцене, а перед нами два актера. Часовое действо в пограничье – снова нас зовут в пограничное состояние. Про жизнь, смерть и дружбу трагикомедия «Разговор, которого не было» Родиона Белецкого в постановке Елдоса Лекенова.

Ольга МООС

 

 

Современный российский писатель, поэт, сценарист и драматург Родион Белецкий написал свой «Разговор» в 2002 году, и с тех пор пьеса выдержала немало постановок. Наверное, потому, что тема смерти всегда и всех волнует. И зрительский край сцены замирал, когда живой друг спрашивал мертвого: что там, за гранью смерти?
– Сад, – нехотя отвечал друг.


Не райский сад, просто сад. Деревянный дом со шторками и ржавые желтые качели.


Качели, автомобиль, двухъярусную кровать и вообще все, что потребовалось персонажам для разговора, изображала каталка. Оказалось, этот медицинский атрибут настолько многофункциональный, что вполне заменяет массу предметов, как и капельница, она же вешалка и микрофон.

 

Воображением режиссера и сценографа Елены Ким диалог друзей иллюстрирован подробно, и нам приятно включать воображение, дорисовывая недостающие детали. Мы вмиг становимся соучастниками действа, не просто смеясь над репликами и смахивая неизбежную слезу в конце, на прощальных объятиях друзей.


Спектакль можно легко подвести под рамки какого-нибудь госзаказа на борьбу с наркотиками. Передоз и стал причиной смерти тридцатилетнего героя в исполнении Андрея Белавина. Его живой друг (Константин Снегирев) безо всякого удивления вступает в оживленный разговор, потому что находится в состоянии клинической смерти. Как мы знаем, минута там может уложить в себя целый час времени. Столько и длится спектакль.
Эта придумка режиссера, как и масса других, заменяет публицистику темы наркотиков живой поэзией болтовни друзей. Они просто треплют языками, вспоминают, как знакомились с девушками на курорте, как подрались с деревенскими на местной дискотеке. Впрочем, под мордобой попал один из них. Другой наблюдал издали, но благородный потерпевший оправдывает друга со всей горячностью искренности. Они просто болтают, и даже неясно, какой степени друг. Тот, который единственный? Или один из многих?
– Хорошо, я отвечу тебе на вопрос, что там, только ты расскажешь мне историю, – торгуется мертвый друг.
– Когда я узнал, что ты умер, я напился.
– И что?
– И все!


Смешного много. Друзья играют, изображают девушек, местную шпану, звезд эстрады. Каталка используется вовсю, разговор не теряет динамики, актеры работают по полной.
А секрет прост, как тот, для маленькой компании: ах, было б только с кем поговорить.
Ведь дальше – тишина...

 

sobytiya.kz

Полезные ресурсы