30 января 2019.

Просила силы у Эдит Пиаф

 

После бенефисного спектакля сын героини вечера Иван Немцев вручил ей комплект аксессуаров из модного сейчас войлока бирюзового цвета – шляпку, шарф и туфельки.


– Но главным подарком для меня был сам приезд сына, – признается юбилярша. – Это не так просто – лететь на двух самолетах, и вообще, при его занятости выкроить время. Ведь он не только ставит спектакли, он много играет. А он приезжал и на юбилей отца два года назад, и вот теперь на мой.
Иван Немцев-младший сейчас служит в Академическом русском театре драмы им. Г. Константинова в Йошкар-Оле. Муж Ирины Федоровны Иван Немцев работает в театре им. К. С. Станиславского. И только дочь Мария – в сфере медицины.


– Так получилось, что Иван Сергеевич Машу отговорил от актерской профессии, – делится Ирина Федоровна. – А у Вани это было с детства, на роду написано, диагноз. Еще в школе он поставил два спектакля, сам в них играл. Нам не рассказывал, только записи показывал уже после премьер.
Нередко старшие Немцевы выступают партнерами на сцене. А «Вишневый сад» и вовсе оказался для них большим открытием – оба играли впеременку роль Фирса. Ладно, Иван Сергеевич – мужчина. Для его жены распределение ролей сначала казалось иронией.


– Но режиссер Станислав Васильев убедил меня: Фирс – это не мужчина и не женщина, это дух дома, человек, который всю жизнь прожил без семьи и без детей, знал только женскую работу. И он уходит, улетает, когда поместье покидают его хозяева. Постановщик просил, чтобы я уходила с улыбкой на лице, – объясняет актриса. – Для меня это был еще и дух сцены, ведь в пьесе все играют, это такой спектакль в спектакле.
Раньше супруги жарко спорили, когда репетировали дома свои роли. Теперь такого стало меньше – 
у обоих за плечами почти полвека на сцене. У нашей героини до Карагандинского театра было пять (!) театров, в общей сложности 250 ролей. Причем сто из них – в детских постановках.


Наверное, поэтому она с 1992 года ведет кукольную студию. Началось все с творческой встречи на мелькомбинате: просили вести драмкружок в подшефной 79-й школе.


– А у нас уже 22 актера работали по школам. Вот я и сосчитала до семи, взяла паузу. Никто на предложение не откликнулся, и я вызвалась, – 
вспоминает юбилярша.


Правда, она замолвила слово за супруга – он будет вести студию. Иван же Сергеевич на тот момент попал в больницу с обострением язвенной болезни. Вот Ирину Федоровну и уговорили: вы начните, он продолжит.


– Но дети не согласились, так и сказали: мы к нему на занятия не пойдем, к вам привыкли. Может быть, потому что во мне много осталось детского, с моих-то ста ролей!
Позднее студия переросла в кукольный театр. Первую куклу Городкова сделала сама, благо с детства была рукодельница и в кружке вязания занималась. К слову, в трудные времена обвязывала всех домашних, от носков до пальто. Это очень помогало семейному бюджету. И выручало в длинных очередях за колбасой. Пока стоишь, пол-юбки свяжешь.


Сейчас актриса вяжет на спектаклях. Тоже удобно. А кукольный театр у нее теперь в третьей гимназии, «Ертостику» уже 7 лет. И первые места с Гран-при на конкурсах она не отдает никому в городе. Куклы сделаны профессионалами. Есть в «труппе» и тростевые, но в основном петрушечные – дети-то с первого по четвертый класс.


Родилась Ирина Федоровна в городе Шадринске Курганской области. Ну, кто не пробовал шадринское молоко! Поступала в Свердловскую театральную студию, не поступила: конкурс был огромный. Домой не вернулась – устроилась на автоагрегатный завод сборщиком-слесарем отопителей регуляторов.
Тут с гастролями приехал Каменск-Уральский театр. Ходила на все спектакли, заинтересовал актер Иван Немцев. Подошла к нему после спектакля, для храбрости с подругой. Спросила, как он стал актером. С тех пор они вместе.


Ирина Федоровна считает, что ее сценическая судьба складывалась постепенно. Тем не менее она получала все роли, какие хотела. А хотела больше всего Эдит Пиаф и Эсмеральду. Для Эдит Пиаф научилась пантомиме: пока играла фонограмма с голосом символа Франции, она как бы переводила содержание песни на язык пластики. Всегда в отличной форме, воплощенная энергия на сцене, она занимается и до сих пор – йогой, например. Хотя признается: увы, нерегулярно.


Эмоциональный тренаж для нее, а вовсе не суеверие, привычка общаться со своими кумирами. У Эдит Пиаф просила, чтобы та дала ей силы исполнять ее роль. Обожает Фаину Раневскую, и ее просила – уходила за задник кулис и мысленно говорила со своей учительницей по мастерству, чтобы заняла ей чуточку своего темперамента. Подзанять у Раневской требовал образ госпожи Журден. Впрочем, Городкова и сама весьма темпераментна. Вот и получается просто тренаж – настрой, мантра, вход в роль... Та самая магия театра, ради которой мы и спешим сюда.


Кроме главного подарка – приезда сына, она любит и детские улыбки своих воспитанников по кукольному театру, как чистые дары от сердца. И, конечно, когда их родители дарят ей цветы.
Цветы – это всегда приятно.

 

sobytiya.kz

Полезные ресурсы