31 января 2019.

Оставаться в образе

 

Она служит в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского почти 40 лет и через полтора года отметит полвека творческой деятельности. На сцене она - всегда разная вне зависимости от ролей: ей подвластны и Тансык, и Макпал из «Поэмы о любви», и Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери», и Феона с Агнией из «Не все коту масленица», и Фирс из «Вишневого сада». В гостиной «Индустриалки» сегодня - актриса Ирина Городкова.

 

Один из последних на данный момент спектаклей с Ириной Федоровной в главной роли - «Знойные мамочки» Д. Кристнера, где она играет Клодию Адамс. Именно эту постановку руководителя театра Дуная Еспаева показали 27 января - в день, который актриса выбрала для своего бенефиса.
Я застала Ирину Городкову перед репетицией спектакля «Где? В Караганде» по пьесе Владимира Рыжкова. Жизнерадостная и энергичная, она - сторонница того, что жизни нужно радоваться, и не важно, сколько тебе лет. Если ты счастлив, доволен собой, чувствуешь себя нужным и любишь - все замечательно.


В Театре им. К.С. Станиславского Ирина Городкова служит с 1980 года: тогда она вслед за режиссером Николаем Воложаниным приехала вместе с мужем, актером Иваном Немцевым, в Караганду. С той поры сыграла здесь более сотни ролей, значительная доля из которых - главные. Кстати, всего в ее творческой копилке - около 250 ролей и внушительный список наград: за вклад в развитие театрального искусства И. Городкова награждена юбилейной медалью в честь 20-летия независимости РК, почетным знаком Министерства культуры и спорта «Мәдениет қайраткері», грамотами акима области. Она - лауреат премий «За лучшую женскую роль» Международного театрального фестиваля «Мир Дулата Исабекова», «Верность русскому театру» Международного фестиваля русских театров «Мост дружбы», а также акима области в номинации «Актриса года».


- Ирина Федоровна, как прошло ваше детство? Предполагали ли вы, что станете актрисой?
- Думаю, да: меня дразнили одноклассники - звали артисткой, но по-доброму. Я выручала их во время уроков: когда другие не выучили задание, начинала отвечать. Помню, учительница истории смотрела в окно, подпиливала ногти, а я по кругу рассказывала один и тот же абзац. Ребята смеялись! Выступать на публике было нетрудно: вела школьные КВН уже с четвертого-пятого класса, пела, танцевала, но особой мечты стать артисткой не было - мама видела меня врачом.


С 14 лет я, уроженка Урала, выступала в народном театре при Шадринском автоагрегатном заводе. Нас пригласили в какую-то революционную пьесу: массовку выбирали в школах, и мы с одноклассницей согласились. Нас одели по-крестьянски, завязали платочки - это был мой первый выход на сцену вместе с профессиональными актерами. А потом я сыграла центральную роль в водевиле Леонида Ленча «Ты - это я» - первую большую комедийную роль. Там случился казус: рубашки были на тонких бретелях - у меня порвалась одна прямо на спектакле, а потом и другая... Рубашка начала соскальзывать, я в это время танцевала, и в танце тихонько ногой отправила ее за кулисы, - смеется Ирина Федоровна. - Главное - оставаться в образе и завершить сцену.


- Когда вы решили, что все-таки станете актрисой?
- К нам в Шадринск приехал Каменско-Уральский театр драмы, в котором служил Иван Немцев. С ним у нас тоже скоро будет юбилей совместной жизни - 50 лет. Сразу после школы я пробовала поступать в Свердловское театральное училище - не получилось, и тем же летом устроилась на Шадринский автоагрегатный завод, где проработала слесарем-сборщиком регуляторов. Когда мы с Иваном Сергеевичем переехали в Каменско-Уральск, там открылась студия Свердловского театрального училища, и я окончила ее, уже работая в театре. После этого поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт. Его окончил сначала Иван Сергеевич, потом я, затем наш сын Иван, а нашим наставником был Вячеслав Анисимов, который учился у самого Георгия Товстоногова.


До того как прийти в Театр им. К.С. Станиславского, я служила в четырех других: сначала в Каменско-Уральском, затем в Мичуринском драматическом театре Тамбовской области. Позже уехала в Петропавловск, в Северо-Казахстанский театр драмы им. Н. Погодина, а за ним последовал Амурский областной театр драмы - мы проработали в нем всего два сезона, но за это время я сыграла 22 центральные роли. Уже потом мы переехали в Караганду.
Очень интересно было работать в Петропавловске с Николаем Воложаниным. Там была хорошая школа вокала и хореографии. Я играла пиратку Дженни в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, все танцы строили на сильной третьей скорости, были сложные декорации, я должна была спускаться по подиуму, петь и одновременно танцевать - тогда это был своего рода вызов. Позже сыграла Эдит Пиаф в моноспектакле по пьесе В. Легентова в постановке Генриха Оганесяна, где была представлена вся динамика от рождения певицы до ее падения и возрождения. Тогда я научилась говорить на низах, - делится Ирина Федоровна и сразу же демонстрирует громогласный низкий голос. 


- Теперь, когда наша молодежь шумит, я останавливаю их свистом Соловья-разбойника и грубым мужским голосом говорю: «Можно вставить слово, пока вы не раздолбали весь паркет?!» Народ сразу затихает и аплодирует, - с улыбкой рассказывает актриса.
- Какая внутренняя работа стоит за созданием актерского образа?
- Для меня чем роль сложнее, тем интереснее. Я начинаю исследовать детали характера, которые мне не присущи, как Ире Городковой. Получаю роль, выстраиваю ее в уме, выписываю фразы персонажа, рекомендации режиссера, читаю и формирую для себя «оболочку», после начинаю потихоньку ее «застегивать». Тогда Ира превращается в свой персонаж.


В Благовещенске, в Амурском областном театре, я играла Елизавету в «Царской охоте», и как только получила роль - сразу прочитала всю литературу о своей героине. Нас так учили: получаешь роль, если есть литература - читай все, чтобы если на репетициях режиссер задаст вопрос - ты ответила. Там же, в Благовещенске, у нас был французский мастер по костюмам: одна единственная примерка, на левую сторону - после нее готовое платье сидело идеально, даже если в нем были корсеты и лифы. Смотрела в зеркало, а видела не себя - свой персонаж.


- В Международном театральном фестивале «Мир Дулата Исабекова» в 2012 году вы удостоились премии за лучшую женскую роль в спектакле «Наследники», по сюжету которого дом продают вместе с пожилой женщиной. Тогда Дулат Исабеков поблагодарил вас словами: «Золотая моя, спасибо. Вы всю душу мне вывернули наизнанку». Всегда ли надо выворачивать душу наизнанку - и свою, и зрительскую?
- Если свою не вывернешь, то и зрительскую тоже, даже в небольшой роли. Я снова вернусь в Благовещенск: «Поднятая целина» - спектакль готов, меня вводят в массовку. Я играю крестьянку с малышом, которая просто проходит по сцене, малыш плачет. Взяла куклу, малыша изображаю, сама - плачу, кормлю грудью ребенка. Директор говорит, что ни на кого не смотрел, только на Городкову: «Ее даже в массовке не спрячешь!»
Конечно, интереснее играть роли масштабные, серьезные, философско-психологические, но даже небольшой эпизод требует огромной работы. Однажды я играла Пипиту в спектакле «Мари. Апрель. Париж» - роль была полностью на испанском языке. Испанца мы не нашли - нашли кубинца, который работал бухгалтером на пивзаводе. Языки, сказал, идентичные, поэтому взялся меня учить. На подготовку ушло месяца полтора-два - изучали алфавит, слоги, мелодику, читали детские книжки его дочери, - вспоминает Ирина Федоровна и тут же цитирует реплики Пипиты на испанском, которые помнит до сих пор. - Тогда мы должны были ехать на гастроли в Украину, и кубинец переживал за то, чтобы я не опозорилась, когда мою речь услышат иностранцы. Такие моменты - тоже часть работы актера. И, конечно, роли влияют на жизнь и на характер: пожалуй, я соткана из своих образов. Будучи на эмоциях, иногда думаю: о, это отсюда, из этой пьесы.


- Вместе с Иваном Сергеевичем Немцевым вы прошли несколько театров и вместе служите в Театре им. К.С. Станиславского. Каково быть рядом все время? 
- Иван Сергеевич изначально для меня был авторитетом и очень поддерживал. На момент нашего знакомства он уже работал, а я только начинала. Помогал разбирать образ, подсказывал, как лучше. Да, мы все время рядом, и, безусловно, порой и по творческой линии спорим, и разногласия бывают, но главное - мы быстро отходим.


Наша старшая дочь Мария тоже хотела стать актрисой, но в итоге ушла в другую сферу. Младший сын Иван, который сейчас служит в Академическом русском театре драмы им. Г. Константинова в Йошкар-Оле, уже в старших классах ставил спектакли - «Собаку на сене» Лопе де Вега и «Цыган» Пушкина, и сам же там играл. В эти дни он заглянул в Караганду, чтобы поздравить с днем рождения Ивана Сергеевича и меня - это очень приятно! Я радуюсь успехам Вани, но очень скучаю по нему и его спектаклям: люблю постановку «Примадонны», где он играл. Надеюсь, ее и дальше можно будет увидеть в нашем театре: эту постановку очень любят зрители.
***


И конечно, есть у Ирины Федоровны творческая мечта. Еще работая в Мичуринском театре, она играла в «Мамаше Кураж и ее детях» Б. Брехта немую дочку главной героини. Режиссер тогда прекрасно выстраивал роли, и с того времени она мечтала вновь сыграть в этом спектакле. Скоро в Театре им. К.С. Станиславского его будет ставить Куандык Касымов, который в прошлом году работал над «Fedra. Игра» по пьесе Сенеки. Ирина Городкова уверена: «Мамаша Кураж и ее дети» под его руководством будет не менее ярким, и мечтает прикоснуться к этой работе.


А пока, помимо творческой деятельности, она работает в гимназии № 3 - ведет кукольный театр «Ер Тостик»: знакомит детей с азами и историей кукольного театра. Ребята участвуют в конкурсах и фестивалях, уверенно завоевывают призовые места. Работу такого формата Ирина Федоровна проводит давно, где-то с 1990 года. Сейчас ее дети выпустили три спектакля, вместе с наставницей они готовятся к городскому смотру и областному фестивалю, куда приедут ребята со всех регионов нашей области.


Персонаж Ирины Городковой в «Знойных мамочках» Клодия Адамс - женщина энергичная и получающая удовольствие от жизни. У нее нет отбоя от поклонников, она обладает прекрасным чувством юмора и умением сострить когда надо. Ирина Городкова дополняет: у этой дамы - пламенный темперамент, в ней много жизни и страсти. Мы привыкли быть сдержанными, Клодия же - человек раскрепощенный, а потому эта роль раскрепощает и ее исполнительницу, считает моя собеседница и признается: с такой женщиной подружилась бы. И накануне февраля карагандинцы вновь смогли насладиться игрой Ирины Городковой и ее коллег в истории о противостоянии мамочек - знойных, но таких милых.

 

inkaraganda.kz

Полезные ресурсы