Под светом рампы

 

Ольга Цветкова, ведущая актриса Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского, могла стать известным журналистом. В школьные годы она занималась в кружке, который вел Султан Кемельбаев, в свое время возглавлявший «ИК».

 

Но кроме этого девочка страстно мечтала о сцене: «Я собиралась поступать на филологический факультет и сильно увлекалась литературой. Со временем поняла, что мне хочется не только писать, но и самой воплощать образы, раскрывать психологию поведения других людей».

 

В своих метаниях вчерашняя школьница отправилась в Ленинград, чтобы попробовать силы в педагогическом институте, но не прошла конкурс. Однако за столь короткое время ей настолько полюбился город на Неве, что Ольга решила остаться в нем и неожиданно для самой себя отнесла документы в… институт инженеров железнодорожного транспорта. И поступила, несмотря на то, что сдала физику на «удов.». Параллельно с этим она начала заниматься в театральной студии при ЛГИТМИКе. Все свободное время первокурсница посвящала посещению Большого драматического и наслаждалась игрой Олега Басилашвили, Алисы Фрейндлих, Евгения Лебедева.

 

Стоит ли говорить о том, что после двух семестров Цветкова поняла, что она не принадлежит миру технарей? Девушка устремила свой взор на театральный институт. Но в 80-е годы для молодых людей, приехавших из периферии, это было практически нереально. Шутка ли: конкурс на одно место составлял до 200 человек! Кроме того, педагоги обратили внимание на то, что у абитуриентки из Караганды чувствовался определенный акцент. Чтобы избавиться от него, Ольга брала уроки сценической речи у преподавателя института культуры.

 

Следуя за своей мечтой, она объездила едва ли не всю Россию и в итоге оказалась в далеком Иркутске. Замужество и рождение ребенка перечеркнули планы. Институт пришлось бросить, а затем она и вовсе вернулась в Караганду.

 

- Как только сыну исполнилось три года, я сразу же устроилась в только что открывшийся театр юного зрителя в Темиртау. Через год снова приехала домой, где могла всегда рассчитывать на помощь близких. Кроме того, тогда очень сильно подорожал проезд. Меня без проблем взяли в Областной театр им. К.С. Станиславского. Дело в том, что тогда, в начале 90-х, происходил большой отток. Наши актеры уезжали в Россию, Германию. Возглавлял тогда коллектив легендарный Виктор Борисов, - вспоминает Ольга события 27-летней давности.

Навсегда в память врезалась первая роль на теперь уже родной сцене:

 

- Мы все, по сути, ученики школы К. Станиславского. Актерский процесс предполагает представление, переживание, наличие определенного опыта и навыков. Мне дали роль в спектакле «Мы идем смотреть Чапаева», и всего три репетиции для подготовки к ней. Для меня это было подобно смерти. Вот-вот должен открыться занавес, а мне казалось, что я от волнения упаду в обморок. Но ничего страшного не случилось.

 

На вопрос, часто ли ей во время репетиций приходится слышать знаменитую фразу: «Не верю!», Цветкова ответила, что это обычное дело. Например, раньше на репетицию одного спектакля отводилось от трех до шести месяцев. Современный театр живет в абсолютно другом ритме. Порой одна постановка бывает готова в течение каких-то трех недель. Именно поэтому режиссеры отдают предпочтение актерам с опытом. И в эти сжатые сроки нужно сделать все необходимое, чтобы зритель понял задумку, поверил происходящему на сцене.

 

В свете этого сразу возникает вопрос: как в таких условиях пробиваться молодым, вчерашним выпускникам? Ольга Цветкова согласна, что определенные сложности существуют. Но есть и другой аспект - к сожалению, сегодня эта профессия не пользуются большой популярностью среди подрастающего поколения. Выше уже говорилось о сложностях поступления в советское время в театральные вузы. Сейчас же, с учетом платных отделений, это не составляет большого труда. А это не лучшим образом сказалось на конкуренции - отпала необходимость добиваться успехов. Кроме того, остается открытым вопрос уровня оплаты труда. Не лучшую службу сослужила и Всемирная паутина - у подростков появились другие способы самовыражаться.

- У меня дочь - тинейджер. И могу сказать, что это совсем другое поколение. У нас не было гаджетов, и свой черно-белый мир мы разукрашивали сами. Читаешь, например, книгу без картинок, а воображение рисует самые немыслимые образы, которые ты тут же мысленно доигрываешь. У нынешних детей информационный мир гораздо шире. Достаточно зайти в TikTok, чтобы изобразить любую сценку. Им интересны лайки, а не живые эмоции, - так звучит точка зрения О. Цветковой.

 

Может ли театр существовать исключительно в пространстве интернета? Скорее, это вопрос о значимости культуры в наше время. Его задачами, равно как и музыки, литературы, изобразительного искусства, является пропаганда высоких моральных, нравственных, гражданских и духовных идей и ценностей.

 

- Через свои спектакли мы делаем зрителей богаче, помогаем решать их проблемы в семье, на работе, с самими собой. Мы взаимодействуем, обмениваемся энергией. Сейчас мир меняется. Недавно я смотрела видеотрансляцию спектакля и поняла, насколько страшно то, что нас может ожидать. Нам необходимо слышать зрителя, видеть его реакцию. В режиме онлайн теряется сама сущность театра, - говорит актриса.

Сейчас повсеместно обсуждается, каким он станет после пандемии. Ольга уверена, что перечеркнуть это искусство как огромный пласт культуры попросту невозможно, потому что оно имеет очень глубокую историю. Равно как и уменьшить его значение. Ведь, как сказал великий Шекспир, весь мир - театр, а люди в нем - актеры.

 

На снимке: Ольга Цветкова (в центре) в сцене из спектакля «Милые мои сестры».

 

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Полезные ресурсы