26 декабря 2020.

Играя жизнь: о чем «Дорога в Киото» в карагандинском театре Станиславского

 

Традиционная деталь легенд – животные, отражающие те или иные архетипы. В легенде о самом метком стрелке Кожажаше это – серая коза, из-за которой он попал на скалу, где «над головой - вершина, под ногами - пропасть, и наверх не подняться». Несмотря на важность роли такого предания в сюжете, спектакль «Дорога в Киото» содержит много смыслов, которые дадут пищу для размышлений после просмотра – а действо, кстати, развернется в зрительном зале. 

 

В карагандинском русском драматическом театре имени К.С. Станиславского сегодня, 26 декабря, состоится премьера театральной фантазии «Дорога в Киото» по пьесе драматургов Гапаровых, режиссером которой стал артист театра Денис Цветков. Камерная постановка повернула каноны расположения на 180 градусов: зрители находятся на сцене, а действие разворачивается в зрительном зале. Поэтому сначала исполнителей главных ролей Галину Турчину и руководителя театра Дуная Еспаева аудитория увидит вдалеке. Кстати, антракта в спектакле нет, а длится он час с небольшим.

 

Помимо руководителя театра, заслуженного деятеля Казахстана Дуная Еспаева и актрисы Галины Турчиной, в спектакле заняты актер Богдан Пынка и студент второго курса карагандинского колледжа искусств имени Таттимбета Кирилл Пловайко.

 

 

Итак, 20 лет как стрелок Кожажаш живет на высокой скале, куда попал из-за серой козы. Все это время его жена Зулайка пытается спасти его – но лишь лестница из костей достигает злосчастной вершины, все веревки обрываются. Кожажас тревожится, что жена его покинет – да и силы с нервами Зулайки уже на исходе: в очередной раз сотворенная ею лестница срывается. Стрелок остается один – в панике, в отчаянии, в одиночестве.

 

Эпическая сторона «Дороги в Киото» построена неспешно, снабжена долгими паузами, которые раздвигают время: оно словно течет медленнее. Возможно, этому способствует и обширный пейзаж, созданный на просторе зрительного зала – несмотря на то, что это пустыня, усеянная костями убитых стрелком животных, и жизни в ней никакой уже не осталось. К слову, на пустынность пейзажа стоит обратить дополнительное внимание.

 

 

Однако без символической части, что отражает легенду о Кожажаше, труднее будет понять суть того, что хотел сказать режиссер. Все параллели между легендой и жизнью персонажей раскрываются именно в продолжении, когда действие разворачивается в гримерке. И тут надо сказать, что весьма технично и атмосферно в театре подошли к смене обстановки – в ней-то и в принципе без Японии не обошлось, все-таки как минимум из-за названия. Но, как и с пустынным пейзажем легенды важно присмотреться к деталям. Богдан Пынка и Кирилл Пловайко определенно заслуживают внимания: их герои воссоздают место пребывания артистов – и они же его «разбирают», оставляя тех наедине друг с другом, но - словно в пустоте.

 

 

Однако вернемся к параллелям. Серая коза в жизни персонажа Такамацу-сана, известного драматурга и артиста – что это? Слава, на вершину которой он поднялся и оказался заточен в ней? Не зря ведь он говорит: «Так хочется уехать от этой жизни... далеко-далеко». Не зря ему снятся сны о дороге в Киото – в древнюю культурную столицу Японии, в недостижимый идеал. Такамацу – 50, но он признается, что ему стыдно: перед женой Камако, перед сыном. За что – в этом, кстати, тоже лежит параллель с легендой. Был ли у него выбор? Был ли он сделан неправильно?

 

 

Несмотря на все проблемы, жена поддерживает артиста как может: зато, говорит, есть любимая профессия, талант, театр... Но это не звучит наивно: за этим следует очень трогательный ее поступок, разгадав тайну которого, невзирая ни на какие разногласия, Такамацу снова поймет, что его женщина – самая лучшая.

 

 

«Дорога в Киото» - не только о театре. Эта постановка – о символической реальности и о том, как она отражается на нас, о выборе и расплате за него, об отношении к жизни, мечте и об отношениях мужчины и женщины – о важности поддержки в этом союзе. И возможно, в ней зрители увидит не только эти идеи.

 

Премьера «Дороги в Киото» состоится не только 26, но и 27 декабря в 17.00. Билеты можно приобрести в кассе театра имени К.С. Станиславского, а также на сайтах kassy.kz и ticketon.kz, их цена – 1500 тенге. В театре в силу формата спектакля зрителям рекомендуют иметь с собой сменную обувь или бахилы. 

 

ekaraganda.kz

Полезные ресурсы