29 декабря 2020.

Мечтать не запретишь

 

Зрители Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского, пришедшие на новый спектакль, испытали культурный шок, когда им предложили занять места… на сцене. Так необычно подошел режиссер-постановщик Денис Цветков к пьесе «Дорога в Киото».

 

Театральная фантазия в двух частях, написанная в 1994 году, - плод совместного творчества известного кыргызского писателя, киносценариста и драматурга Мурзы Гапарова и его супруги Галины Гапаровой.

 

Все роли исполняют два актера. В данном случае это Галина Турчина и Дунай Еспаев, известный актер театра и кино и по совместительству руководитель театра.

 

- Это рассказ о человеческих ценностях, которые присутствуют в каждом из нас, о жизни, о любви, о стремлении к недостижимому, но все-таки стремлении, - объяснил Д. Цветков. - Я поменял зрителей и актеров местами. Скажем так, что это эксперимент. Прием не новый, но, думаю, будет интересно. Мне показалось, что так будет правильно.

 

Спектакль в двух частях. Но без антракта. И без конкретных временных рамок. Он может идти час и 10 минут, а может и полтора часа. Все зависит не от того, что актеры забыли текст или вспомнили его, а от их настроения, внутреннего настроя.

 

Первая часть называется «Лестница Зулайки». Сюжет навеян кыргызским народным эпосом о Кожожаше. Великий охотник оказался в ловушке - на высокой скале, с которой он не может спуститься 20 лет. Это - месть Серой козы за то, что он истребил все живое. Как говорится, Бог и люди прощают. Природа не прощает никогда. Зулайка - его верная жена, которая день за днем, год за годом строит из костей тех самых животных лестницу. Но всякий раз, когда кажется, что еще чуть-чуть, и Кожожаш будет спасен, лестница рушится.

 

За всем происходящим зрители наблюдали со сцены. Все действо разворачивалось в зале. Кресла превратились в поле, устланное костями гигантских животных, а балкон - в ту самую скалу. Но вот опускается занавес, гаснет свет, и вскоре понимаешь, что все это было декорациями ко второй части - «Антракту». Мы переносимся в типичную артистическую уборную - туалетные столики с зеркалами, вешалки с одеждой. Задняя часть комнаты отделена ширмой из светлой полупрозрачной ткани. Перед ширмой - диван, два старых кресла, между ними журнальный столик, на котором стоит портативная пишущая машинка. Входит Актриса, которая только что играла Зулайку. Через некоторое время появляется Актер, игравший роль Кожожаша, ему лет 40-45.

 

Он неудовлетворенный, в вечном поиске совершенства, при этом окруженный поклонницами, а она его верная жена. Эта история о театральных буднях, превращающаяся в разговор о вечных человеческих ценностях, душе, верности, творчестве и поиске идеала. Звучит третий звонок. Они оба молча, сосредоточенно смотрят в зал и входят в новые роли.

 

Положа руку на сердце, хочется сказать, что полтора часа пролетели как на одном дыхании. Эксперимент удался, но осталось немало вопросов. На то она и фантазия.

 

- Здесь не стоит задача преподнести зрителю все на блюдечке. Что такое дорога в Киото? Несбыточная мечта. А мечтать не запрещено, хотя бы в душе. Наша профессия тем и дорога, что она загадочна, всегда на виду, и благодаря ей мы можем говорить со сцены все что угодно. Нам тоже хотелось что-то сказать, и мы додумались до этого, - подчеркнул Д. Еспаев.

 

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

inkaraganda.kz

Полезные ресурсы