18.01.2022
За высокими достижениями и громкими овациями стоят насущные проблемы
Повышение заработных плат, своя образовательная база, новые подходы к организации фестивалей позволят коллективам театров области развернуться на широкую ногу.
С обретением независимости наша страна прошла огромный путь, и эти годы стали эпохой прогресса и устойчивого развития. Как отметил Касым-Жомарт Токаев: «Независимость служит прочной опорой казахстанской государственности. Для Казахстана — страны с богатой историей и глубокими корнями — нет большей ценности».
Будет дальше развиваться и наша национальная культура, радуя самобытностью. Представители театрального искусства как часть этого большого слоя вносят в процесс свой вклад. Не стоит забывать, что театры работали всегда, даже во время Великой Отечественной войны. Творческие коллективы поднимали боевой дух воинов, не забывая о своей главной функции — идеологической.
Карагандинский государственный ордена Дружбы народов русский драматический театр им. К.С. Станиславского имеет практически вековую историю. Каждый сезон — праздник для зрителя. Ежегодно готовим шесть премьер, для постановки которых приглашаем казахстанских и зарубежных режиссеров. Такая совместная работа делает наш репертуар обширнее, актеры становятся гибче и получают новый опыт. При этом нас знают не только в Караганде, но и во многих других городах Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья, где на всех площадках собираем аншлаг.
Кроме этого, труппа регулярно участвует в фестивалях как республиканского уровня, так и международного. Например, спектакль «Fedra. Игра», представленный на Международном театральном фестивале «Тысяча вздохов, один голос» в городе Конье (Турция), был единственным из Казахстана.
Уже не первый год театр состоит в Ассоциации русских театров зарубежья. В прошлом году мы вступили в Ассоциацию профессиональных театров исполнительского искусства для детей «Калабала», целью которой являются развитие и популяризация исполнительских искусств для детей младше шести лет.
Для внедрения новых проектов и охвата еще большего количества зрителей был оборудован малый зал, где будут показываться камерные спектакли, проводиться мастер-классы, встречи, тематические вечера и читки пьес. Также новая площадка призвана привлечь в театр молодежь, что сегодня, в век социальных сетей, является сложной задачей.
Конечно, это не единственная проблема нашего мира. Движение в сфере есть, но оно оставляет желать лучшего. Анализ показал, что есть «очаги» деятельности, но нет общей концепции развития. Что может объединить театры нашей страны? Фестивали. В этом направлении уже начата работа, однако она проводится некорректно ввиду отсутствия организации, соответствующей международным стандартам, где заявки принимают за год-полтора до проведения, после чего их рассматривает экспертная комиссия. Тот, кто попал на афишу, уже считается лучшим. Соревнование же за место и номинацию превращает мероприятие в гонку — если предусмотрен денежный приз, то искусство уходит на второй план.
Уже не первый год мы выступаем с предложением провести на площадке Карагандинского русского драматического театра фестиваль «Сердце Азии». Это будет способствовать развитию туризма в шахтерской столице и обмену опытом между театральными коллективами. Учитывая наш личный опыт, мы имеем четкое представление о том, какими должны быть организация и атмосфера этого события.
Кроме фестивалей, важное место в организации театрального дела занимает пополнение репертуара. Здесь основная проблема в государственных закупках, где, на наш взгляд (а здесь меня поддержат все коллеги), нас вгоняют в рамки. Приходится приобретать некоторые товары именно отечественного производства с определенной лицензией. Кроме того, сроки объявления конкурса не учитывают специфику сферы культуры. Это тормозит процесс постановки спектакля. За один театральный сезон, который составляет 10 месяцев, мы должны поставить шесть пьес, то есть в среднем на один спектакль отводится полтора месяца. Порой же случается так, что материалы для декораций поступают за 1-2 недели до премьеры, которую мы не можем отодвинуть из-за анонсирования и плана.
Хороший пример решения этой проблемы показывает наш сосед — Российская Федерация, где в 2019 году были приняты поправки в Закон «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере культуры. Это позволило упростить проведение закупок для съемок фильмов, театральных постановок, проведения концертов или выставок. Теперь театры, музеи, концертные организации могут не обосновывать цену контракта, если речь идет о закупке уникального произведения, ценностей, произведения того или иного конкретного автора.
Даже имея богатый репертуар, театр из-за слабой материально-технической базы не может полноценно выезжать на гастроли. В распоряжении труппы — лишь старый автобус «ПАЗ», тогда как коллектив с большой надеждой ожидал новый комфортный транспорт на юбилей театра.
Нельзя не заметить, как остро сейчас стоит вопрос с кадрами, особенно техническим персоналом, а именно — монтировщиками сцены и водителями. У этих сотрудников нет статуса гражданского служащего, поэтому они не получают пособие на лечение. При этом зарплата монтировщика сцены составляет всего 56 тысяч тенге, артиста высшей категории с большим стажем работы — 175 тысяч тенге. Эти средства не дают работникам нашей сферы пользоваться всеми благами и откладывать на досуг. В исследованиях, которые проводились в Казахстане осенью 2021 года, отмечается, что средняя зарплата в Казахстане составляет 230 тысяч тенге. То есть мы видим, что зарплаты работников культуры совсем не дотягивают до средней. Существует и проблема подготовки специалистов. Для получения более высоких зарплат и статуса нужно иметь соответствующее образование. В Караганде можно получить только среднее специальное. Для высшего надо обучаться в Алматы или Нур-Султане. И кадры, как правило, не хотят возвращаться назад. Поэтому предлагаем открыть в нашем городе институт искусств с привлечением местных специалистов. Положительно скажутся на образовании студентов разовые лекции и мастер-классы наших коллег из Алматы и Нур-Султана. Так мы выведем культуру региона на новый уровень.
Стоит обратить внимание еще на такой наболевший вопрос, как присвоение званий артистам областных театров. Сейчас нет «народного» и «заслуженного», самым высоким является «Заслуженный деятель Республики Казахстан». В пяти театрах Карагандинской области это звание давно никто не получал. Некоторые просто не дождались признания. Зато мы видим, что этого звания удостаиваются начинающие артисты, которые не достигли еще тех высот.
Проблем в нашей сфере достаточно, но все они решаемы, если прислушиваться к ним и постараться ставить нужды работников культуры на более высокий уровень, а не задвигать на задний план. Без культуры молодое поколение рискует превратиться в бездуховных людей, не знающих своих традиций и обычаев. И мы, театры, как часть большой сферы боролись с этим, боремся и будем продолжать это делать. Но для большей эффективности нам необходимы поддержка и «слышащее государство». Надеемся на позитивные изменения в связи с тем, что в ходе заседания Совета глав стран СНГ Касым-Жомарт Токаев объявил 2022-й Годом народного творчества и культурного наследия СНГ.
«Культурно-гуманитарные измерения традиционно играют важную роль в сохранении исторических связей и в дальнейшем сближении наших народов. В связи с этим мы объявили следующий год Годом народного творчества и культурного наследия СНГ. План его проведения включает около 100 мероприятий, направленных на сохранение исторических связей, укрепление взаимодействия в сфере культуры, туризма и спорта», — сказал Президент РК.
Дунай ЕСПАЕВ,
руководитель Карагандинского русского драматического театра
им. К.С. Станиславского
Фото Александра МАРЧЕНКО