8 Октября, 2021
Прежде, чем назвать имя Павла Кондратьева, который в новой постановке «Жорж Данден» исполняет главную роль, режиссер из Тбилиси Тургай Велизаде держит интригу минут 10 – но за это время успевает рассказать немало интересного. Собирался, говорит, поступать на физико-математический, но судьба увела в сторону театра. Там он начинал актером, а потом стал заниматься и режиссерским делом. А сейчас Тургай ставит «Жоржа Дандена» Жана-Батиста Мольера в русском драматическом театре имени К.С. Станиславского. Премьера – в конце октября.
На данный момент в режиссерской копилке Тургая Велизаде уже несколько десятков спектаклей, но его первой профессией стала профессия актера: он начинал в Театре юного зрителя Тбилиси, где играл на русском и грузинском языках 8 лет. Затем параллельно работал и в ТЮЗе, и в Тбилисском государственном азербайджанском драматическом театре имени Гейдара Алиева.
- В это же время началась и моя режиссерская деятельность – я получил образование и по режиссерскому направлению, - добавляет Тургай. – Свой первый спектакль поставил в Тбилиси, где с 2019 года работаю художественным руководителем, актером и режиссером Тбилисского государственного азербайджанского драматического театра, который имеет богатую историю и скоро отметит 150-летие.
Тургай Велизаде делится: занимается любимым делом, поэтому не расценивает это как работу, а если и устает – то только физически. Около 6 лет он ставит спектакли как приглашенный режиссер в разных странах: с этой миссией побывал в Азербайджане, Литве, Польше, Украине и вот теперь Казахстане – впервые именно в качестве приглашенного режиссера.
- Поставить «Жоржа Дандена» - я его раньше не ставил, как и пьесы Мольера – мы с театром имени К.С. Станиславского планировали давно, но помешали сначала текущие планы, а потом пандемия коронавируса, - признается Тургай. – Актерам меня представили около 3-4 лет назад. И когда мы обсуждали грядущую постановку с директором Дунаем Еспаевым, поняли, что в Караганде Мольера в принципе ставили очень давно, и это еще один повод поработать с материалом короля комедий.
«Жорж Данден, или Одураченный муж» - трехактная театральная комедия Мольера, созданная в XVII веке. Главный персонаж Данден в итоге стал синонимом простака, попавшего впросак и страдавшего оттого, что исполнились его неразумные желания, а фраза «Ты этого хотел, Жорж Данден!» стала крылатой.
О чем сюжет? Богатый крестьянин Жорж Данден захотел породниться с аристократами и именоваться «господином де ла Дандиньером». Вместо того чтобы жениться на доброй честной крестьянке, Жорж взял в жены красавицу Анжелику, дочь барона де Сотанвиля – а семья невесты, получив за дочь достойную сумму денег, провела выгодную сделку. На Дандена же обрушивается масса неприятностей: высокородные тесть с тещей поучают его, попрекают тем, что плохо воспитан, а жена смотрит свысока и стыдится носить его имя. Сваливается на Дандена и еще одно «счастье»: за Анжеликой начинает ухаживать красавец Клитандр с титулом виконта.
- Да, сперва, конечно, кажется, что Жоржа Дандена может быть очень жаль – попасть в сплетение таких событий, однако Мольера нельзя читать и воспринимать поверхностно – как и других классиков, иначе это будет банально, - поправляет меня режиссер. – У Мольера, кроме того, очень много хороших пьес, которые чаще ставят в театрах, чем «Жоржа Дандена» - а это и «Тартюф», и «Летающий лекарь», и многие другие. Но это не значит, что история обманутого мужа плоха: думаю, у Мольера в принципе нет таких пьес, а то он не был бы классиком. Но если не работать над ним обстоятельно – Мольер нам «отомстит»: спектакль получится плохой, некрасивый, не оставит отклика в душе зрителя, - с улыбкой рассуждает Тургай. – Что касается главного героя – и того, в какое общество он попал – не зря ведь ему говорят: «Ты этого хотел, Жорж Данден!». Не просто так это все сваливается на его голову: события пьесы предполагает его поведение, его ошибки и его характер. Поэтому герой и страдает.
Мольера можно поставить по-разному, делится Тургай Велизаде, однако при любой форме спектакля важно не искажать его сути и того, что хотел сказать сам автор, а также найти правильный подход к работе. Тем не менее, эпоха, в которой происходит история с Жоржем – а впервые постановку представили в Версале летом 1667 года с балетом на музыку Жана Батиста Люлли – меняться в спектакле не будет: он будет стилизованным.
- Что касается музыки именно Люлли – у нас она тоже ожидается, но над ее концентрацией в постановке мы работаем: спектакль еще готовится, - делится режиссер. – Застольный период – то есть, театральные читки текста – мы завершили за 2 дня, и уже неделю как репетируем на сцене. Всего перед зрителем предстанут 8 героев, у нас почти 2 полных состава для спектакля. Актеры – профессионалы, все со стажем и в целом очень интересные люди, поэтому работать нам комфортно. К финалу этой недели планируем создать каркас постановки и двигаться дальше – шлифовать нашу «скульптуру».