26 Марта, 2022 

Есть, куда стремиться – Дунай Еспаев о реформах Послания Президента. 

 

В своем недавнем Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев отмечал, что главным его приоритетом на посту всегда было и будет проведение востребованных народом реформ. Они важны как в сфере гражданской и политической, так и в сфере культуры, делится руководитель русского драматического театра имени К.С. Станиславского Дунай Еспаев.  

 

- Наш театр – участник очень многих международных фестивалей, поэтому мы и активно работаем с приглашенными режиссерами. Почему фестивали важны для продвижения театрального искусства? Искусство – хороший показатель того, куда идет государство. Думаю, это аксиома, что культурные люди, знакомые со всеми видами искусства – более стойкие, толерантные, но и более восприимчивые к различным ситуациям в жизни. Поэтому не раз говорим о своей мечте провести международный фестиваль «Сердце Азии». Плюс ко всему, такие фестивали – это праздник искусства, а не соревнование, - делится Дунай Амандыкович. – Театр у нас репертуарный – это осталось еще с советских времен, но думаю, это изжившая себя форма: она во многом не дает выйти за рамки, при ней нет возможности работать наполовину на контрактной, самоокупаемой основе. Хороший спектакль должен продаваться – а для этого нужно найти нужные пути реализации, приглашать артистов и режиссеров, обмениваться опытом, открывать новые имена.

 

Наш коллектив сейчас не скован в возможности выездов за пределы страны: мы ездим на те же фестивали, на гастроли. Однако с мертвой точки не сдвинулся вопрос зарплаты работников: это больной вопрос для всего казахстанского театра, надо сказать. Сейчас размах зарплат колеблется от 67 тысяч до 179 тысяч тенге, но есть уверенность, что сумма должна исчисляться миллионами. Здесь причина в чем: такое убеждение - «заслуга» тех артистов, которые помимо основной работы ведут торжества и свадьбы... Получается, что некоторые их коллеги, кто такого не делает, уверены, что зарплата у всех должна быть очень высокая. Итог – в профессию могут не прийти вообще. Сейчас у нас в театре всего один монтировщик, мы ищем звукорежиссера – у нас его нет, а также других работников.

 

То есть, сфере культуры есть, к чему еще стремиться. В целом, думаю, важно пересмотреть закон о театре: сейчас он интегрирован в Закон «О культуре», и статьи о театральном искусстве там достаточно скудны, учитывая современные реалии. Да, понятно, чем занимается театр – а как оплачивать труд приглашенного режиссера, например? Как быть с нормой выхода артиста? Сейчас очень многое поменялось, многое нужно пересматривать. На какой основе надо начислять стимулирующие надбавки, чтобы не было «уравниловки»? Что такое профессиональный театр? Что такое самодеятельный театр? Это ведь разные уровни. Поправки в этот закон важно, кроме того, обсуждать с профессиональными представителями театрального искусства, больше опираясь на мнение молодежи и среднего поколения. 

 

ekaraganda.kz

Полезные ресурсы