2 Февраля, 2023

В Караганде стартовал прокат фильма «Қаныш» и прошла встреча со съемочной группой

 

В Казахстане о Сатпаеве сняли патриотичный байопик – а работа над ним шла в том числе в Карагандинской области, теперь этот фильм начал свой прокат. В кинотеатре «Сарыжайлау» сегодня, 2 февраля, организовали и встречу со съемочной группой. Карагандинские артисты, снявшиеся в фильме, на показ тоже прибыли и поделились впечатлениями о работе. На вопрос о сложностях один из актеров с улыбкой ответил: почему-то сложно было бегло выговорить слово «электроразведка».

 

Напомним, что лента «Қаныш» режиссера Ерлана Нурмухамбета имеет рейтинг 12+ и хронометраж в 101 минуту. Авторами ее сценария стали Амир Аменов, Ален Рахметалиев, сам Ерлан Нурмухамбет, продюсерами – Айгуль Байбек и Асель Ержанова, оператором – Аян Базылбек, художником – Марат Иманберген, а композитором – Олжас Жакыпбеков. В главных ролях снялись Асет Есжан, Анна Оразбаева, Максим Горбанев, Айдос Ауесбаев. Фильм рассказывает о начальном пути молодого Каныша Сатпаева во время великой трагедии – голода, джута и репрессий. Творческая группа фильма состоит из профессорско-преподавательского состава и студентов Казахского национального университета искусств. Кастинг проходил в Астане, Алматы, Караганде и Жезказгане. Всего в кастинге приняли участие около 300 человек, в том числе актеры театра и кино, деятели культуры, студенты музыкальных школ и вузов творческой направленности.

 

 

Картина, снятая по мотивам романа Медеу Сарсекеева, уже получила признание на международном уровне. В декабре 2022 года на кинофестивале «Literature in Cinema» в Буэнос-Айресе (Аргентина) он получил награду как лучший фильм, а в январе этого года – 3 награды на кинофестивале «Athvikvaruni International Film Festival» в Индии (в номинациях «Best asian feature film», «Best concept» и «Best environment/nature feature film»).

 

В Караганду на встречу со СМИ и зрителями прибыли продюсеры ленты Айгуль Байбек и Асель Ержанова, режиссер Ерлан Нурмухамбет, актриса Анна Оразбаева, воплотившая на экране супругу главного героя Таисию. В картине, кстати, снялись немало артистов театров Караганды и Темиртау: в их числе актеры ТЮЗа Владимир Хомутов, Михаил Маскалюк, Валентин Бухонов и Роман Гужель, актеры русского драматического театра имени К.С. Станиславского Алексей Браилко, Андрей Марычев, Вадим Ахметов. Появляются в кадре и представители группы «КиноКухня Казахстана» Андрей Попов и Илья Денисенко, а также актер казахского академического драматического театра имени С. Сейфуллина Мадияр Койшыгарин.

 

 

Ерлан Нурмухамбет уже отмечал, что, подробно изучив жизненную историю Каныша, был поражен волей этого человека. И поэтому цель его ленты, говорил – показать, что в истории народа были сильные личности, с которых молодежь может взять пример.

 

Сначала «Қаныш» был мини-сериалом, и в эфире зрители приняли его хорошо. Теперь он попал на большие экраны, став полнометражным фильмом. Снят он в черно-белом формате, чтобы донести до зрителя не только атмосферу прошлого, но и трагическую ситуацию того времени. Исполнитель главной роли Асет Есжан, надо сказать, на молодого Каныша Имантаевича очень похож – тут съемочная группа особенно постаралась.

 

 

Что касается локаций – а атмосферу тоже надо было выдержать – в селе Карсакпай, к примеру, пришлось ремонтировать целые здания, соответствующие той эпохе. В Керегетасском регионе художники ленты сотворили целую деревню, поставив оборудование, бытовые принадлежности того времени, сшив юрты. Съемки проходили в тех местах, где Каныш Сатпаев родился, жил и трудился. Для достоверного изображения процесса бурения на экране съемочная группа даже посетила одно из промышленных предприятий – а потом воссоздала профессиональное геологическое оборудование.

 

 

Первые минуты фильма показывают исследование местности: Каныш начинает свою работу, скважина запущена. Ему, молодому специалисту, дают шанс на дальнейшие разработки месторождений – кто-то не без иронии: «Вы собрали пару камушков, и решили, что Жезказган – богатое месторождение?». После этого в жизни Каныша начинается череда тревожных событий – и это не только фильм о напастях, с которыми сталкивается народ, но и сам главный герой. Отец болеет, брата отстраняют от службы, и отцу Каныш нужен дома – но у парня другой путь, и отец все понимает: «Хорошее, нужное дело делаешь». Еще одна трудность – перераспределение кадров из-за тяжелой жизни на Карсакпае, но это подвигает Каныша готовить кадры из числа его земляков для работы на английской буровой установке «Крелиус». Но тревожные, трагичные моменты в жизни ученого не прекращаются – все становится только хуже, в конечном счете и его семья сталкивается с голодом, от которого умирают несколько родных. В работе наступает спад. Но Каныш очень ответственный: не может, говорит, подвести людей, они рассчитывают на него. И да – такой ответственности бы многим поучиться, причем как молодым, так и взрослым. Сатпаев не подводит людей, и финал ленты, конечно, позитивный. Учитывая, что эта картина, отражающая небольшой отрывок жизни ученого – биографическая, понятно: Жезказган начнет развиваться и расширяться. Поэтому и финальные кадры ленты обретают цвет: это усиливает эффект при просмотре.

 

 

На пресс-конференции, предваряющей премьерный показ в Караганде, режиссер Ерлан Нурмухамбет отметил: сериал для больших экранов, конечно, пришлось сильно сокращать – хотя на общее восприятие, на мой взгляд, это не влияет. Изначальный хронометраж полного метра составлял 3,5 часа – а это очень много. В то же время, добавил Ерлан Маратович, условия съемок были непростые – но это был хороший опыт для всей съемочной команды, за который он коллегам благодарен.

 

 

Для Михаила Маскалюка сняться в профессиональном кино было радостно и волнительно, хотя в кино он снимается не впервые. Ерлана Нурмухамбета Михаил Николаевич описал как человека внимательного, в работе – деликатного, съемочный процесс – четкий. Владимир Хомутов коллегу поддержал: у него было 10 съемочных дней, и это стало вторым отпуском.

 

- Неделю пожили в селе – там, конечно, все по-другому: и уклад жизни, воздух – свежее, шума – меньше. Маленький домик, телевизор с одним каналом, который смотрели по вечерам. Воду грели на улице, чтобы помыть голову, - описал Владимир Хомутов. – Локации и места прекрасные – это стоило испытать.

 

Андрей Марычев вспомнил съемки добычи в степи, которые отражает начало ленты, а также курьезный случай: почему-то, признался, сложно было бегло выговорить слово «электроразведка», как полагалось по сценарию. А Роман Гужель с детства мечтал сняться в профессиональном кино, и «Қаныш» помог этой мечте исполниться.

 

ekaraganda.kz

Полезные ресурсы