В старой доброй Англии

 

Русский драматический театр им. К.С. Станиславского готовится порадовать карагандинцев английской комедией «Ночь ошибок» Оливера Голдсмита. Кто и какие ошибки совершит - зритель увидит очень скоро, а пока главный режиссер театра Александра Большакова делится тем, как проходит подготовка и как непроста старая добрая Англия.

 

На вопрос, почему «Ночь ошибок», Александра Владимировна дает режиссерский ответ: у каждого есть своя «библиотека любимых» - фильмов, книг, пьес, картин, и рано или поздно приходит их пора. Кроме того, делится Большакова, для нашего зрителя это будет новый опыт. 
- Большое счастье ставить пьесу, которая с успехом шла в Европе и России, - признается главный режиссер. – За границей потрясающий слог Голдсмита ценят: это тот драматический материал, который необходимо поставить: наш зритель, честно сказать, заскучал. В постановках можно наблюдать потрясающую режиссуру, ярких актеров, но порой от автора остается очень мало. Важно сохранить его зерно, ведь именно он придумал произведение - сидя в кресле, окунув перо в чернила, продумывая каждое слово.


Артем Жангиров, исполняющий одну из главных ролей в пьесе, задавался на репетициях множеством вопросов - все по делу, говорит Александра Владимировна. Текст порой произносить непросто: чисто английские речевые обороты рождают в русском языке нетрадиционные сочетания. Большакова рассуждает: мы увидели и сказали, но Англия - это все «через Осакаровку», и лишь потом «придем в Караганду». Все, что касается Англии, непросто, но интересно, начиная от подачи материала, драматической ситуации и заканчивая ее превращением из драмы в комедию. Это секрет, который знали великие мастера, в том числе Оливер Голдсмит.


- Оригинальная расстановка характеров и акцентов, смешение персонажей - вот почему я люблю эту пьесу XVIII века, - признается режиссер. - Мы отличаемся от тех, кто жил три столетия назад: мыслим и действуем быстрее, осознание любви и ненависти приходит стремительно. И нужно идти в ногу со временем: если ставить Голдсмита по канонам, современный человек заскучает - каждый привык к быстроте, мгновенной мысли. Мы ведь и говорим очень просто - опять же, чтобы нас быстрее поняли. 


Так, как написал «Ночь ошибок» сам автор, поставить пьесу возможно только в Англии, уточняет режиссер. Поэтому текст претерпел небольшие изменения и добавления, но они ни в коем случае не ранят автора. Это так называемая режиссерская обертка и актерские придумки, в которые в театре постарались нарядить персонажей. 


Александра Большакова долго размышляла, как сделать так, чтобы актеры комфортно почувствовали себя в эпохе XVIII века. Познакомившись с труппой ближе, она поняла, что главный герой, который заставит каждого другого героя переоценить себя за одну ночь, - Тони. Однако можно поставить многие произведения, но они не будут честными по отношению к актеру и зрителям: актеры могут не прочувствовать роли, не принять образ - или, к примеру, могут и хотят, но судьба еще не подарила им этой радости. Здесь все сложилось - «все смешалось в доме Облонских», цитируя «Анну Каренину», говорит Большакова: и пьеса, и время, и люди, занятые в постановке. Каждый персонаж «подружился с актером», и, наоборот, произошло слияние классики и современности. 


Чем хороша «Ночь ошибок»? Не только наличием забавных ситуаций, но и тем, что в этой пьесе зрители наших актеров увидят с другой стороны, а постановка откроет новые актерские имена. Зритель одновременно близко, серьезно и смешно познакомится с Александром Тисеном, который исполнит роль Тони, озорного мальчишки и плута. Его герой и устроит ту самую ночь ошибок - для всех. Но Тисен и глубокий актер, «Ночь ошибок» - его первая объемная работа, в которой он примерит на себя новое амплуа. 


В спектакле занято много молодых актеров театра - это тоже одна из особых задач: необходимо говорить с молодежью на языке, который они будут понимать и принимать, и таким образом увлечь молодых людей атмосферой постановки, романтикой эпохи. 
- В то же время есть непростые моменты в техническом плане, - продолжает режиссер. - На сцене мы увидим настоящую карету - это давняя мечта. Вопрос в том, чтобы грамотно и эффектно преподнести ее появление. У меня нет Копперфильда - жаль! - улыбается Большакова. - Однако у нас есть и красивый стог сена, который выглядит очень натурально, а также небольшая пивная бочка - в ней по сюжету оказывается главный герой, что в очередной раз раскроет его характер. 


Спектакль «Ночь ошибок», заключает Александра Владимировна, как десерт: долгожданный и неприторный, домашнего исполнения. Здесь всего будет в меру и все вкусно. А главное, мостик доверия актера и публики в этой постановке есть: зрители обязательно поймут, где они находятся и что с ними происходит. Кто-то, возможно, даже примерит на себя какую-либо ситуацию: их в постановке много, очень жизненных и актуальных. Герои в свою очередь вовлекут в действие пьесы тонким юмором. Театр им. К.С. Станиславского приглашает всех 16 и 17 сентября на премьеру «Ночи ошибок», чтобы получить удовольствие от чисто английской комедии и перенестись в XVIII век.


Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Автор: Анна СТРОКОВА

1 456

Полезные ресурсы