15 мая 2018.
Чеховский «Вишневый сад» актуален и сегодня, и не только потому, что наши парки и ботанические сады упорно отвоевывают элитные дома. Историю о том, как поместье Любови Раневской пришлось пустить под дачи, поставили в Областном русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, а в премьерные дни спектакль собрал полный зал. Пьеса великого русского писателя и драматурга Антона Чехова «Вишневый сад» была написана в 1903 году и впервые поставлена в январе 1904 года в Московском художественном театре. За более чем 100 лет она с триумфом прошла по сценам мира.
Русский драматический театр им. К.С. Станиславского с 30-х годов неоднократно обращался к произведениям Чехова, но «Вишневый сад» здесь ставится впервые. Немало тех, кто считает, будто «Чехов - драматург скучный и излишне философствующий», но к этому надо быть готовым, а именно: к периодическим крупным монологам героев, которые подвигают задуматься о собственной жизни и взгляде на нее.
В режиссерское кресло руководство театра вновь пригласило россиянина Станислава Васильева, сотрудничество с которым уже принесло успех спектаклям «Без вины виноватые», «Стена живых» и «Ревизор» на международных фестивалях в России и Сербии. Его почерк в «Вишневом саде» чувствуется особенно: начало и финал - в полумраке с синеватым светом, белые воздушные драпировки в декорациях, костюмы героев - почти всегда классические, в них главенствуют белый и черный. И если на одних такая атмосфера действует положительно, на меня в этот раз - наоборот: с «Вишневого сада» я вышла в мыслях о безнадежности жизни. Возможно, это еще один правильный эффект от спектакля.
- Чехов хотел спасти мир красотой: сажал сады, открывал больницы, школы, библиотеки. Он жил настоящим, любил жизнь во всех ее проявлениях, и в каждом персонаже «Вишневого сада» слышен сам автор, - поделился Станислав Васильев.
С пьесой Чехова он работал впервые: до этого ставил небольшие рассказы. «Вишневый сад», признался, волнителен и для театра, и для него самого, ибо Чехов, как Шекспир, - «наше все», уверен Станислав Анатольевич. Классик, считает он, в своей пьесе рассуждает прежде всего о счастье, свободе и любви.
Так или иначе, каждый увидит в «Вишневом саде» свою суть: прочитав пьесу еще в школьные годы, я нашла ее скучной, через несколько лет восприняла ее как историю о том, что злые купцы хотят порубить прекрасное место из-за денег. Увидев спектакль на сцене, открыла «Сад» заново, и для меня он стал историей о деньгах и страхе бедности, в которой победили трудяги, а не помещики.
Напомню сюжет: помещица Любовь Раневская (Галина Турчина) вместе с юной дочерью Аней (Анна Суханова, Алена Волох, студентка колледжа искусств им. Таттимбета), братом Леонидом Гаевым (Александр Кашуро), лакеем Яшей (Андрей Белавин) и гувернанткой Шарлоттой (Надежда Вебер, Валентина Шматенко) возвращаются в свое поместье из Парижа, где прожили пять лет. Их встречают приемная дочь Раневской Варя (Нина Круцевич), учитель и вечный студент Петр Трофимов (Антон Звонов), горничная Дуняша (Марина Марычева), старый слуга Фирс (Иван Немцев, Ирина Городкова), помещик Симеонов-Пищик (Артем Жангиров), конторщик Епиходов (Павел Кондратьев) и купец Ермолай Лопахин (Павел Авдюков, Алексей Браилко). Раневская с нежностью говорит о доме, где они с братом родились и выросли, о большом вишневом саде. но она прожила все деньги в Париже, и сад выставлен на торги за долги. Выход подсказывает Лопахин: поделить землю на дачные участки и сдавать в аренду. Остается лишь взяться за дело, но герои, не считая Лопахина, предпочитают действию покорное ожидание судьбы, словно дети, не верят в реальность и слышать не хотят о продаже и вырубке вишен.
Художник-постановщик спектакля Тамара Аккерт создала на сцене лаконичные и подвижные декорации, а актуальность классической постановки вновь закрепляет почерк Станислава Васильева: помимо строгих костюмов, некоторые персонажи носят джинсы и кеды. Собственно, так размываются эпохи не только в спектаклях Васильева, но и других режиссеров: в пример приведу «Дураков» Микаила Микаилова и «Федра. Игра» Куандыка Касымова. По словам Васильева, Чехов как драматург дает достаточно свободы и для актеров, и для режиссера - чтобы первые могли на сцене раскрыть себя не только в рамках персонажа, но и задействовать максимум своего таланта, а второй - ввести те или иные знаковые детали. Однако стоило ли вводить в «Вишневый сад» отрывки из поэмы «Грешница» Алексея Толстого в одну из сцен - для меня вопрос.
И пока Любовь Раневская пламенно рассуждала о силе любви и просила Трофимова «почаще смотреть на самого себя», я замечала, что, в отличие от оригинала, ее дочь Аня в спектакле скорее реалистка, чем чувственная персона. Особого внимания заслуживает Фирс, который во время постановки периодически роняет камни и подбирает их со вздохом: «Недотепы...» Очевидно, для него этот отрезок жизни - время собирать камни, и таким образом подводится определенный итог. И надо сказать, что историю Фирса у меня не получилось воспринять без слез.
Во время некоторых сцен «Вишневого сада» актеры выдерживают настолько напряженные паузы, что кажется, будто ты подглядываешь за их жизнью, а не находишься в театре, и это ощущение я тоже отнесу к плюсам спектакля. Тем более что в основном на сцене находится много персонажей, и наблюдать в массовых сценах интересно за каждым.
И когда Лопахин наконец купит имение, где отец и дед его были крепостными, наступит освободительный финал. Каждый из героев обретает свою свободу, и все они стоят на пороге новой жизни. Потому режиссер из темных переодевает их в светлые костюмы: на одних - наряды цвета слоновой кости, на других - белоснежные. И только Фирс после всех уехавших возвращается в имение Раневской: ему идти некуда. Словно призрак, он навечно связан с этим местом. «Вишневый сад» - история не только о любви, свободе и деньгах, но и об одиночестве.
Автор: Анна СТРОКОВА