17 мая 2018.
Энергичная Элиза Дулитл из «Пигмалиона», лиричная Мона из «Звезды по имени…», обаятельная Жаклин из «Трам-тарарам», забавная Елена Зубрицкая из «Дураков», мятущаяся Федра из одноименной трагедии - все это она, Галина Турчина, ведущая актриса Русского драматического театра им. К.С. Станиславского. Ей подвластны совершенно разные роли, но всегда она дарит своим героиням нотку романтики и мечтательности.
Этот год для Галины Александровны связан со знаменательными датами: следующий театральный сезон для нее - двадцать пятый, роль Людмилы Раневской из «Вишневого сада» - восьмидесятая, а недавно она отметила юбилей.
Впервые я увидела Галину Турчину на сцене еще в собственные школьные годы. А более осознанная встреча произошла, когда мои друзья решились испытать на себе театральный курс. Службу в театре Галина Александровна совмещает с преподаванием уже более 20 лет: делится опытом с учениками школы искусств № 2 и колледжа искусств им. Таттимбета. Для нее это честь: актрисе есть что рассказать подрастающему поколению. Преподавание, признается она, и простор для творчества: если в театре все движется в рамках пьесы, то с учениками эти рамки расширяются - режиссировать, открывать для ребят новое ей нравится не меньше, чем дарить зрителям свои роли. И пока есть силы совмещать теорию и практику, она с удовольствием продолжит тренировать будущих коллег.
Справка «ИК»
В 2008 году получила премию акима Карагандинской области в номинации «Артистка года». В 2012 году высокой оценки на Международном фестивале русских театров республик РФ и зарубежных стран в Йошкар-Оле «Мост дружбы-2012» - приза дирекции фестиваля удостоилась ее роль Марии Огневой в спектакле «Театральный роман`с». На фестивале «Мост дружбы-2016» диплома международного жюри удостоен спектакль «Маленькая камерная пьеса» Б. Швайгер, в котором актриса сыграла главную роль. На фестивале «Мост дружбы-2017» театр получил диплом «За лучший актерский ансамбль», в котором первую скрипку играла Г.А. Турчина в роли Кручининой.
За вклад в развитие театрального искусства Казахстана награждена медалью «20 лет Конституции Республики Казахстан», грамотой Министерства культуры (2006 г.), дипломом Министерства культуры и образования (1997 г.), грамотой департамента культуры Карагандинской области (2008 г.), грамотами СТД РК (2012, 2016 гг.).
- Ребят учу всему тому, чему научили и меня: работать над собой - ежедневно, ежеминутно, но и радость от творчества получать. Первые занятия начинаю с традиционного вопроса: «Что для вас театр?» Дети крепко задумываются, и кто-то учебу продолжает, кого-то даже отчисляют. Некоторые уходят сами: понимают, что актерство не для них. В большинстве случаев ученики относятся к этому с пониманием: возможно, вдохновившись минутным порывом, они сделали неправильный выбор и будут сожалеть о нем впоследствии. Но важно продолжать искать себя, ведь ребята могут быть успешными в других профессиях.
В Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского Галина Турчина служит с 1994 года, а ее стремление к актерству датируется ранним детством. Воспитатели доверяли ей большие роли, и юная Галя исполняла их старательно, оправдывая ожидания. Когда в одном из детских спектаклей сыграла Куклу, вспоминает, рады были все - и родные, и родители других малышей. Тогда ей не было и пяти лет.
В ранние школьные годы, благодаря старшей сестре, она попала в темиртауский театр «Ровесник»: новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» стала для девочки любимой. Впервые она увидела настоящий спектакль, испытала восторг от театра и потом попросилась в театральный кружок. Его руководитель Лариса Борисова, человек увлеченный, многое ей дала. Сейчас, рассказывает Галина Александровна, Борисова живет в России, где тоже создала самодеятельный театр, а в «Ровеснике» выросли многие нынешние актеры и режиссеры.
- Помню, Лариса Борисовна читала «Красную Шапочку» с уже более опытными учениками, когда я пришла в кружок, - продолжает Галина Турчина. - Я их внимательно слушала, тихонько мечтая о главной роли, но мне дали роль Зайца... Прочитала пару сцен, а потом мне предложили почитать Шапочку. К Новому году мы уже играли эту сказку на сцене, а я исполняла главную героиню.
После школы был Алма-Атинский театрально-художественный институт, где Турчина тоже повстречала сильных педагогов. В их числе профессор ГИТИСа Дамеш Арынгазиева, перенявшая опыт у учеников Станиславского - Юрия Завадского и Марии Кнебель. Там Галина Александровна стала свидетелем настоящего театрального процесса, узнав о жизни театральной Москвы и познав одну из самых сильных театральных школ. На третьем курсе вышла замуж и родила ребенка, в то время как ее сокурсники шли на диплом. Поэтому вскоре учеба началась сначала - уже в Екатеринбургском государственном театральном институте на заочном отделении.
Сейчас рабочий день Галины Турчиной складывается из репетиций с перерывом на обед. В выходные - спектакли и премьеры. Но актерская профессия - это не только работа над ролью, хотя и основная ее часть.
- Вне репетиций и между ними мы неизбежно продолжаем работать над ролью, и, по сути, работа эта не прекращается. Встаю с утра, возвращаюсь вечером домой - думаю о роли, о том, что не получилось, что недоработала. Снится театр: что не успела на выход, надеть костюм, или, самое ужасное, вышла и не помнишь ни слова, - признается актриса, добавляя, что самый строгий критик для нее - она сама. - Помимо репетиций мы всегда стараемся побывать на каком-нибудь спектакле, особенно если это приезжие постановки, и что-то перенять у коллег. В свободное время я смотрю шедевры мирового кино и много читаю - тоже ради работы над собой.
Каждая роль, делится Галина Турчина, по-своему влияет на характер и поведение, оставляя в ее жизни свой след. Персонажи, которые она играла в детстве, уже тогда требовали характера, силы воли и твердости, меняя ее саму. Любка Шевцова из «Молодой гвардии», Красная Шапочка, Кормилица в «Ромео и Джульетте» - все это требовало еще и смелости. И она становилась инициативной, смелой и активной (эти эпитеты Галина Александровна перечисляет с левитановской интонацией). Порой, говорит, играя натуру властную, к примеру, королеву, выходя с репетиции, не замечаешь, что из роли-то не совсем вышла. Волшебная сила актерского искусства проявляется и в другом: в голосе, мимике и движениях появляются жесты, слова и ужимки, вроде бы ей не присущие, но возникающие в момент игры.
Разноплановые роли, которые поручают Турчиной режиссеры, она принимает с радостью и ценит каждую. Ее персонажи переживают и страдают - таких большинство, но хватает в ее копилке и характерных ролей, острокомедийных, и каждая становится ее любимой. А когда после таких «страдательных» героинь, как Кручинина из «Без вины виноватых» Островского, появляется Елена Зубрицкая из «Дураков» Нила Саймона, она с удовольствием берется за роль совершенно противоположную.
Не секрет, что сцена удовлетворяет потребность в тщеславии, но это не про Галину Турчину. С детства она человек скромный, а научное подтверждение этому получила на первом курсе учебы в Алма-Ате: муж одного из педагогов был психологом, студенты вели творческие дневники, куда записывали свои поиски. Когда психолог прочитал ее дневник, его комментарием было: «Ну, Галя вообще не тщеславная!»
- Правда, бывают периоды тоски: читаешь, к примеру, литературное произведение - чувствуешь, что хочется высказываться, сыграть какую-то сцену, - признается Галина Александровна, объясняя это как потребность творчества. - В такие минуты я понимаю, что мне было бы трудно уйти из профессии. И даже если происходит какой-то кризис, одолевает плохое настроение или просто лень, я выхожу из ситуации через воображение: представляю в зрительном зале именитых актеров или режиссеров. Такая фантазия очень помогает себя приободрить.
Особенно важна для Галины Турчиной реакция зрителей: актриса подчеркивает необходимость чувствовать дыхание зала. Порой, когда спектакль идет не первый год, может теряться его темпоритм, а публика начинает отвлекаться или уставать. Такая чуткость, объясняет Галина Александровна, приходит с опытом, как и автоматическое стремление наладить ситуацию - это происходит интуитивно.
Театр им. К.С. Станиславского приветствует эксперименты: здесь ставятся камерные пьесы и классика в новом прочтении. Галина Турчина такой опыт поддерживает, но справедливо уточняет: главное, чтобы он был оправдан, а не пафоса ради. Поиск новых форм - это всегда хорошо, и здесь она упоминает режиссера Станислава Васильева, с которым театр работает не первый год: он близок ей по духу - любит классических авторов, но его постановки не отклоняются от сути пьес и не искажают их. А на эксперимент с «Маленькой камерной пьесой» актриса решилась с удовольствием: в ней можно, что называется, поговорить со зрителями по душам, с глазу на глаз. Да и потом, постановка сближает и актеров, и зрителей - проверено на себе.
Роль Раневской в «Вишневом саде» Галина Александровна, как и любую свою другую, восприняла с радостью. Эта героиня, уверена она, - женщина добрая и ранимая, изящная и красивая, вместе с тем мудрая, несмотря на то, что в пьесе предстает легкомысленной.
- Говорят, в произведениях Чехова слишком много философии, и потому его считают драматургом скучным. Порой я поддаюсь этому мнению и переживаю, чтобы публика не заскучала, а спектакль получился живым, - рассуждает актриса. - Тем более что у Раневской большие монологи, и важно, чтобы на сцене это были не просто рассуждения, а живые чувства. А Чехов как драматург дает достаточно воздуха и свободы как для актеров, так и для режиссера, и, пожалуй, в этом его гений.
Театр - это искусство. Искусство, уверена Галина Турчина, - это и удовольствие, и образ жизни, и воспитатель. С годами она понимает, как важно получать удовольствие от любой роли и спектакля, даже когда играешь его несколько лет. Если наслаждения нет даже в репетициях, если актеры не играют с таким же восторгом и радостью, как дети, то игры не получится: они не затронут сердца зрителей и не вдохновят их задуматься.
Меняются со временем взгляды, идеалы и смысл жизни. Галина Александровна не скрывает: о смысле жизни задумывается нечасто, но считает, что жить надо сегодняшним днем, получать радость от работы, встреч с друзьями и общения с родными. Семья ее поддерживает, а год назад у ее сына Романа родилась дочь. Галина Турчина мечтает, чтобы внучка побывала на спектакле с ее участием, и готова дарить малышке свою любовь, нежность и доброту. У актрисы много учеников по всему Казахстану и в России, а тем из них, кто сейчас рядом, она хочет передать как можно больше своих знаний и опыта. Кстати, сын Галины Александровны пошел по ее стопам: окончил институт в Екатеринбурге и служит в Тобольском театре вместе с тестем, заслуженным артистом России.
Автор: Анна СТРОКОВА
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА