Ночь переполоха

 

В Карагандинском русском драматическом театре им. К.С. Станиславского состоялась премьера комедии «Ночь ошибок» Оливера Голдсмита. Как сосватать доселе незнакомых молодых людей, отдать невесту в хорошие руки и при этом ничего не потерять - об этом и многом другом расскажет постановка. 

 

Собственно, пьеса «Ночь ошибок» сама по себе крайне популярна - о Европе мы вообще молчим, а за Санкт-Петербургский молодежный театр на Фонтанке скажем точно: там она шла долго и с успехом. Написанная более 240 лет назад, постановка не теряет актуальности. Секрет ее популярности кроется в сочетании изобилующего неожиданными поворотами сюжета, живой игры актеров, а главное, в тонком понимании жизни, остроумном высмеивании извечных пороков: гордыни, зависти, жадности, лживости и добродушном подтрунивании над извинительными человеческими слабостями. 
Сюжет, к слову, поначалу прост: старые друзья, мистеры Марло (Александр Полевода) и Хардкасл (Артем Жангиров), решают сосватать своих детей - Чарли (Павел Авдюков/Богдан Пынка) и Кэт (Светлана Кройтор). Однако юный Марло застенчив (кроме общества служанок), и общение с женщинами его круга дается ему нелегко. А тут и еще одна любовная завязка подоспевает: прекрасную Констанс (Людмила Васильченко) и товарища Чарли, Гастингса (Антон Звонов), тянет друг к другу, однако тетушка Дороти (Дина Семененко), она же миссис Хардкасл, грезит выдать девушку за сына, озорника Тони (Александр Тисен).


Юный Марло с другом Гастингсом держат путь в дом достопочтенного мистера Хардкасла, однако с толку их сбивает встретившийся в пабе Тони. Путники полагают, что дом, в который они приедут, - на самом деле гостиница. Так и начнется ночь ошибок, а Тони запустит череду событий, которая пусть и завершится хорошо, но пережить героям предстоит немало.


А тем временем - «файв о’клок», время чая, и слуги уже несут подносы с яствами - за этим последует не менее характерная для времен XVIII века приятная процедура: вечерняя прогулка вокруг поместья. В доме мистера Хардкасла - портреты членов семьи, интерьер - чисто английский, и в этой атмосфере он рассказывает своей супруге чисто английские анекдоты. В ответ на это Дороти, грезившая Лондоном, то ли с досадой, то ли с легким раздражением рассуждает: местные месяцами там «трутся и наводят лоск», «стряхивают ржавчину». Позже в потоке собственных рассуждений мистер Хардкасл нередко обращается к зрителю - его апарты действительно создают атмосферу причастности публики ко всему, что творится на сцене. И станет даже как-то стыдно за проделки Тони. Впрочем, у него были свои причины устраивать для всех персонажей переоценку ценностей. 


Надо сказать, что ситуация с Кэт и Чарли типична для сегодняшних дней, и не столько потому, что Кэт, в общем-то, «угрожают женихом», которого она не знает. Ей страшно, что она его не полюбит, что он не окажется хорош собой, не будет иметь определенного положения в обществе. И поэтому, когда их высоко назидательная встреча все же состоится, девушка поймет: «Если бы не робость, он совсем не плох». Однако инициативу Кэт возьмет в свои руки - что тоже весьма характерно в наши дни, поскольку сам Чарли своей нареченной невесте даже в глаза смотреть боится. В итоге мы получим милую и забавную сцену внезапных объятий: лица героев перекошены от неожиданности - в этот момент один из них, пожалуй, точно задастся вопросом: «За что мне это?». 


В отличие от Кэт и Чарли линия Констанс и Гастингса более драматична. Гастингс три года ухаживает за любимой, однако девушка не хочет разочаровывать тетушку Дороти и благоразумия ради готова ждать еще столько же. Гастингс расстроен, и на помощь приходит, кто бы вы думали - Тони. На своей кузине Констанс он жениться не желает, а посему отдает невесту в хорошие руки. И здесь, похоже, больше переживаешь именно за эту любовную линию. Но - любовь не знает преград. 


Клубок этих и других вышеназванных ситуаций в итоге закончится в саду поместья. Мы поймем, что каждый из персонажей - тоже человек, со своими страхами: мистеры Хардкасл и Марло боятся не заключить удачный брачный союз, Кэт боится не полюбить жениха, Чарли - плохого мнения о себе, Констанс - гнева тетушки и нелепых поступков, Гастингс - потерять любимую, а Тони... Тони, похоже, не боится ничего. Впрочем, ему все нипочем. 
Сценография «Ночи ошибок» компактна и рациональна: декорации легко сменяют друг друга, и вот вместо поместья Хардкасла перед нами паб: вот она громадная бочка, из которой появляется выдумщик Тони. Напомним, специально для спектакля были изготовлены изящная карета, которая тоже появится на сцене, а также весьма реалистичный стог сена. Он по сюжету спрячет за собой миссис Хардкасл. 


В отличие от некоторых других постановок театра им. К.С. Станиславского, песенных номеров в «Ночи ошибок» нет: это другая сюжетная линия, другая история, объяснила режиссер Александра Большакова. Однако в этой пьесе зрители услышат классические мотивы, а главное - энергичную ирландскую польку, под которую невозможно усидеть на месте. Большей частью полька, конечно, охарактеризует Тони, но при этом крепко удержит в атмосфере озорства, царящей в пьесе несмотря ни на что.

 

Автор: Анна СТРОКОВА
Фото Линара ГАЛИМОВА

1 456

Полезные ресурсы