История в замкнутом пространстве

 

Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского вновь побывал на Международном фестивале русских театров российских республик и стран зарубежья «Мост дружбы». Наши артисты привезли домой диплом жюри фестиваля «В поиске новой формы» за лучший экспериментальный спектакль с весьма деликатным сюжетом.

 

«Мост дружбы-2016» состоялся в столице Республики Марий-Эл - Йошкар-Оле. Всего участие в нем приняли 17 театров из России, Эстонии, Сербии и Казахстана. Театр им. К.С. Станиславского, помимо диплома, получил высокую оценку международного жюри фестиваля под председательством известного сербского критика Драганы Бошкович. Из всех «Мостов дружбы», по ее словам, этот был, пожалуй, самым лучшим. «Я не видела такого потока спектаклей высокого уровня», - цитировали Бошкович наши артисты.


На фестивале Караганда представила инцидент в одном действии под названием «Маленькая камерная пьеса» Бригитты Швайгер. Поставила его главный режиссер театра Александра Большакова. Это спектакль о власти и замкнутости человека в социальной роли: одни женщины в дорогих платьях ходят в респектабельные рестораны, другие моют полы и унитазы в туалетах этих ресторанов. Но если посетительница вдруг забудет деньги, спустившись в платный туалет, хозяйкой положения уже будет уборщица - именно таков сюжет. В постановке заняты Галина Турчина и Александра Большакова, которые на фестиваль «Мост дружбы» отправились вместе с директором театра Сергеем Юном. 


- В самой Йошкар-Оле работают шесть театров, в городе проводят много фестивалей - до шести международных в год. В этом году «Мост дружбы» шел сразу же за одним из них, а после него открылся следующий - фестиваль театра оперы и балета, - рассказал Сергей Павлович. - Зрители, надо сказать, очень активно посещают спектакли, поэтому Йошкар-Олу можно уверенно считать городом театральным. На фестивале же после показа пьес обязательно шло их обсуждение членами жюри в присутствии коллектива театра. 


- Само по себе фестивальное движение приобретает большое значение. Это престиж, новые знакомства режиссеров и актеров, обещания на будущее, - продолжила Александра Большакова. - Началось все очень быстро: из Йошкар-Олы позвонил директор Академического русского театра драмы им. Г. Константинова Сергей Московцев. Решили - надо ехать! Пьесу мы нашли за считанные часы, поставили в кратчайший срок - за две недели. Характерами персонажи мне и Галине Турчиной подходили стопроцентно, смущало лишь место действия «Маленькой камерной пьесы» - женский туалет ресторана. Но основной упор мы сделали на существование двух совершенно разных людей в замкнутом пространстве.


Ситуация в своем роде экстремальная, добавила Галина Турчина: ребенок рождается за девять месяцев, спектакль - за полтора-два месяца, это мировая практика. Неделю из отведенных двух она и Александра Владимировна, помимо работы над пьесой, успевали сделать все рабочие дела - а график в театре был насыщен до предела. Трудились над «Маленькой камерной пьесой» поздно вечером и ночью. 


Итак, Галина Турчина играет богатую даму, посетительницу ресторана, Александра Большакова - уборщицу туалета, где дама забывает деньги. 
- Жизни я ее учила, не умеет она жить, - пошутила Александра Большакова о героине Турчиной, уточнив, что в течение пьесы через бурный конфликт сближение двух персонажей все же происходит.


Премьера спектакля, как выяснилось в беседе, состоялась непосредственно на фестивале «Мост дружбы». Сергей Юн переживал - и как директор, и как зритель: до фестиваля постановку не видел. С первой же минуты, признался он, интрига захватила, а основным вопросом для публики и жюри оставался единственный: чем же все закончится? Постановка, рассчитанная на час, продлилась в итоге час и двадцать минут, но ни зрители, ни судьи не жаловались: все остались довольны, все были захвачены сюжетом. 


- В нашей пьесе все решается, как в космосе, - поделилась Александра Большакова. - Черный бархатный фон, белые предметы вокруг - все будто в невесомости: дорогая люстра, резной белый стол в стиле ампир, красивая вешалка, умывальник.


Одним из советов, которые получили артисты Карагандинского театра им. К.С. Станиславского, стало предложение не переносить свой спектакль в большой зал: на фестивале он состоялся в камерной обстановке, а эмоции в таком случае, признались исполнительницы главных ролей, чувствуются лучше, ближе. Идеальным вариантом для такого спектакля, уточнили в театре, когда в зале будет около 60 зрителей.


Ответом Александры Большаковой на вопрос - увидят ли «Маленькую камерную пьесу» карагандинцы - было уверенное «непременно». «Мы вас будем баловать», - добавила она: театр давно желает открыть двери камерным произведениям. А «Маленькую камерную пьесу» мы сможем увидеть уже в феврале.

 

Автор: Анна СТАРК

Фото Линара ГАЛИМОВА

1 170

Полезные ресурсы