Сны и пробуждения

«Мне говорили: Гоголь строгий, но я подошел

к нему сбоку, а он мне улыбается», - замечает российский режиссер Станислав Васильев. Он приехал в Караганду ставить самую антикоррупционную классическую пьесу - «Ревизор».

 

Гоголь на бульваре Мира действительно необыкновенный, и многие замечали, что выражение его бронзового лика постоянно меняется. Первого апреля в планах у Станислава Васильева и актеров театра имени Станиславского почтить гения в день его рождения. Как-никак, а свое благословение на постановку Николай Васильевич Станиславу Анатольевичу определенно дал, и режиссер это чувствует постоянно.

 

Гоголя российский режиссер ставит в первый раз. Очень давно хотелось, много думал, читал, и вот он - момент истины. Да и тема коррупции очень актуальна, мы наслышаны про скандалы во Франции. Вся Россия сейчас с руки Навального охвачена митингами протеста этому явлению. По сути, это борьба с ветряными мельницами, считает Васильев.

 

- «Ревизор» - это пьеса не о чиновниках, а о простых людях, которых искушают чинами и званиями. О том, в кого мы превращаемся, когда оказываемся внутри системы и становимся ее рабами, частью чего-то единого, непонятного и мистического, которое затягивает, как болото, - рассуждает постановщик. - Посмотришь на городничего, судью и всех прочих чиновников, они на самом деле в определенном смысле честные люди, они стараются служить.

 

По мысли режиссера, Хлестаков очень простой человек, он любит жизнь во всех ее проявлениях, он игрок. С чиновниками он один, а с женщинами совсем другой - он преображается в поэта, в художника. Он не фигляр, он человек страстей.

 

- Как Хлестаков, Гоголь в Питере сам долгое время служил за копейки, это его история. Наш Хлестаков очень много цитирует Пушкина, читает его стихи, мы насытили спектакль романсами того времени - Глинки,

Алябьева, - продолжает россиянин. - Когда Гоголь эту пьесу написал, он сам испугался, насколько получилось мрачно, ни одного светлого пятна. Но в Хлестакове этот свет, мне кажется, присутствует. Он азартный картежник, он простодушный. Переписывал чужие слова, а тут ему внимают, и он должен не обмануть ожидания публики, довести ее до экстаза.

 

Красиво уйти со сцены помогает Хлестакову его партнер. Как Санчо Панса у Дон Кихота, Осип у Хлестакова - не столько слуга и крепостной, сколько оруженосец и компаньон. Как Санчо, Осип умеет просчитать все выгоды проекта. Это голова предприятия, а Хлестаков его душа.

Любовная линия в постановке усилена. Отношения Хлестакова и Марьи Антоновны - единственная правда во всем спектакле. Все остальное - сон, морок, полуявь. Только в конце наступает отрезвление, полное пробуждение, где ревизор уже не ревизор.

 

Вначале герои одеты в современные костюмы, ставшие универсальной формой чиновников всего мира. К середине пьесы из сундуков достаются мундиры. «Мы делаем экскурс в историю коррупции, к ее истокам, - объясняет постановщик. - Но легкая победа над коррупцией - это иллюзия». В роли Хлестакова предстанет Павел Кондратьев, Городничий - Денис Цветков, Осип - Алексей Браилко. Исполнителей выбирали в процессе недельной читки пьесы. «Это тоже жребий, тоже игра», - говорит режиссер. А я добавлю: козыри у Николая Васильевича.

 

Премьерные показы «Ревизора» состоятся в Русском драматическом театре им. К. С. Станиславского 21 и 22 апреля.

 

29 марта 2017 года

Газета Взгляд на события

1 266

Полезные ресурсы