Колыбельная для совести

 

Спектакль «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя на сцене Русского драматического театра им. К.С. Станиславского - современный и модный, эксцентричный и даже пугающий. В костюмах персонажей основными стали два цвета - черный и белый, а зрители получат все - от романтических переживаний до леденящих душу сцен с мучениками-купцами.

 

В театре «Ревизора» впервые поставили в 1943 году, когда коллектив во время Великой Отечественной войны перевели в Балхаш. В этом году постановкой Гоголя театр решил внести свой вклад в борьбу с коррупцией, а в качестве режиссера-постановщика пригласили Станислава Васильева, знакомого карагандинцам по «Без вины виноватым» А. Островского.


История о том, как проворовавшиеся чиновники, напуганные проверкой, принимают за ревизора из Петербурга мелкого служащего, проигравшегося в карты и застрявшего без денег в небольшом городе, знакома всем со школьных лет. Но возвращаясь к ней, видишь: чиновничьи мундиры другого фасона, а грехи и страхи те же. Та же природа человеческого духа - на нее все так же влияют власть и деньги, и человек, получивший эти два «сокровища», словно меняет гражданство.


Действие спектакля начинается вне сцены: петербургский гость Хлестаков (Павел Кондратьев) и его слуга Осип (Алексей Браилко) исполняют романсы в фойе театра. Особо стоит отметить их отношения: они - два компаньона, рыцарь и оруженосец, Дон Кихот и Санчо Панса, а не хозяин и слуга. Это полный контраст миру городничего и его команды, которая получает «пренеприятное известие». 


Это самое известие обсуждается при свечах, в мистическом дыму - действие подобно тайному собранию какого-нибудь братства. Все происходит на фоне сундуков и дверных проемов с металлической решеткой. Сундуки везде, а над ними люстра в виде перевернутого церковного купола.
В роли городничего, готового дать взятку даже Всевышнему - трехпудовой свечой, лишь бы спастись от ревизии - Денис Цветков. Его соратников по азартному казнокрадству исполняют Андрей Белавин (судья Ляпкин-Тяпкин), Александр Полевода (попечитель богоугодных заведений Земляника), Артем Жангиров (смотритель училищ Хлопов), Павел Авдюков (почтмейстер Шпекин). Многие персонажи «Ревизора» в видении Станислава Васильева помолодели, а городские помещики Бобчинский и Добчинский (Антон Звонов и Константин Снегирев) подобны детективам. Жена городничего (Галина Турчина) появляется в темно-сером пеньюаре, словно серый кардинал, в чем можно убедиться потом: в этой супружеской паре она неизбежно доминирует. Дочь городничего Марья Антоновна (Дарья Данилина) единственная в спектакле облачена в белое и будто олицетворяет ангела.
Если женские образы Н.В. Гоголя в «Ревизоре» носят карикатурный характер, Васильев от этого ушел: сегодня жена городничего действительно управляет городом, продвигая мужа. Она как в пословице - та самая великая женщина, которая стоит за великим мужчиной. Она умна, сообразительна и решительна. Кроме того, зрители обязательно услышат прекрасные голоса матери и дочери - они споют не одну песню. 


Юная Марья Антоновна тоже не такая, какой привыкли ее видеть. Эта девушка, в оригинале наивная и глупая, живет в золотой клетке: у нее есть все, кроме общения и искренности. Поэтому любовная линия ее и Хлестакова, в пьесе второстепенная, здесь выходит на первый план. Их взаимоотношения - единственная правда, островок открытости душ и будто бы надежда на то, что не все так плохо в этом коррумпированном мире. В ее обществе и сам Хлестаков превращается в поэта, он влюблен, и она отвечает взаимностью. Марья Антоновна все понимает и, кажется, даже знает тайну петербургского гостя. Но правда, которой она владеет, никому не нужна. 


А потому Хлестаков после осмотра богоугодных заведений получает от городничего и его окружения ту самую мадеру, но весьма необычным способом. Чиновники старательно усыпляют своего ревизора - так и мы порой усыпляем нашу совесть, чтобы она видела и слышала меньше положенного. Мы тоже поем ей колыбельные, и это делают персонажи спектакля - даже во время антракта.
Поэтому во втором действии чиновники уездного городка встретятся с Хлестаковым не в одной комнате, а в одном гамаке. Но прежде юноше явятся купцы, угнетаемые городничим, - они возникнут из сундуков, и игра света такова, что купцы похожи на адских мучеников из «Божественной комедии» Данте. Музыка А. Шнитке играет огромную роль: от осознания происходящего невольно вжимаешься в кресло. 
Но вот обман Хлестакова раскрыт, роковая записка прочитана, Бобчинского и Добчинского, как первых виновных в слухах о ложном ревизоре, резво отправляют... в сундуки. Традиционного финала от спектакля ждать не стоит: меняется время, меняется и сам «Ревизор». Но суть его остается та же. 

 

Автор: Анна СТРОКОВА
Фото Линара ГАЛИМОВА

1 342

Полезные ресурсы