Ревизия Г оголя

Проверить классика современностью на прочность решил российский режиссер Станислав Васильев. Испытания проходили на сцене театра им. К. С. Станиславского. Классик выдержал.

 

Впрочем, скорее, это Тень Г оголя явилась поднять веки, чтобы взглянуть на ныне живущих. Во всяком случае, в финале спектакля носатый силуэт в луче света вновь гонит мурашки по коже.

 

Может быть, это единственный свет в спектакле. Даже нарочито белый костюм Марьи Антоновны не освещает этот мрачный каземат, этот уставленный сундуками и уклейками подвал, где, как мы уже видели у Васильева, все игра. Все сцена.

А в начале Хлестаков и Осип поют в фойе театра, включая в игру и нас. В антракте, уже после занавеса, мы все еще слышим колыбельную Ревизору. Но чу! До нее еще далеко...

 

Пренеприятнейшее известие получено в этом странно вывернутом пространстве странно одетыми людьми - то ли масоны, то ли магистры известной телеигры. То ли макбетовские ведьмы, то ли перчаточные куклы. Являются Бобчинский и Добчинский. Все, игра началась.

И вот уже Хлестаков осматривает богоугодные заведения и получает взятки. Чиновники облачаются в белые халаты и дают ему некое зелье - внутривенно. Коррупция у нас в крови и в мозге костей, господа. Стоит надеть любую оболочку - мундир ли, медицинский халат, и она начинает формировать нас, прирастает к коже, давит грудь.

Не обретший еще формы, несмышленое дитя Хлестаков убаюкан в гамаке. И

 

снится ему сон. Страшный такой мучительный кошмар - из сундуков вылезают купцы, корчатся в муках, жалуются... Словно призраки, словно неживые. По мысли режиссера, это народ ворочается где-то, и проснется вот- вот. А может быть, это муки совести, терзающие душу. Но и душу можно обмануть, как ребенка, если не сладким зельем, так фантиками денег.

В этом вывернутом наизнанку Г оголе единственный честный персонаж - мелкий мошенник Хлестаков. Он врет, но не по злобе, он играет, но игры ради, а в момент душевного подъема и вовсе способен стать настоящим поэтом и даже сделать признание, что он вовсе не он. А ей вовсе не важно, что он не он.

 

- Отношения Хлестакова и Марьи Антоновны - единственная правда в спектакле, здесь ревизор уже не ревизор, и он хочет открыться ей, и она хочет ему признаться. Но как мы знаем, правда никому не нужна, - объяснял перед премьерой постановщик. - Это история взаимоотношений птицы в золотой клетке и птицы свободной. Хлестаков кочует из города в город, он свободный игрок: прилетел - улетел.

А Марья Антоновна едва не сходит с ума. Танец ее очерчивает замкнутый круг. У Анны Андреевны другие заботы. Ей бы спасти город и мужа... Всюду жертвы, как в картах или шахматах жертвуют фигурой ради того, чтобы спасти положение. Не попасть в сундук, как Бобчинский и Добчинский, как забытая кукла.

 

Что ж, и забытые куклы можно достать из сундуков, чтобы разыграть для публики поучительное зрелище.

Последнее изменение Пятница, 28 Апрель 2017 10:59

1 270

Полезные ресурсы