В родных стенах

 

Новым директором Русского драматического театра им. К.С. Станиславского стал Дунай Еспаев, знакомый карагандинцам как режиссер, актер и художественный руководитель Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина. «Ощущение от перемен такое, будто я вернулся домой», - признается Дунай Амандыкович в начале нашей беседы.

 

Строительство отдельного здания казахского театра завершилось в 2008 году, а раньше обе труппы трудились в театре им. К.С. Станиславского. И потому эти стены, продолжает Дунай Еспаев, для него родные. Все его юные годы после окончания Академии искусств им. Т. Жургенова прошли здесь, здесь были пережиты первые творческие победы, слезы и любовь. Он продолжал следить за жизнью театра им. К.С. Станиславского и теперь стал главным ее участником. 


- Дунай Амандыкович, как вы оцениваете сегодняшний репертуар театра? В каком направлении следует двигаться дальше?
- Репертуар очень интересный. В нем преобладают спектакли комедийного жанра: комедии положений, бытовые комедии. Но, полагаю, русский театр должен в первую очередь нести в массы русскую культуру, поэтому в репертуаре должна преобладать русская классика. Работа в этом направлении ведется - на сцене ставят пьесы Островского, Гоголя, Шукшина, молодых российских драматургов. Однако мы не забываем, чье имя носит театр, и этому имени надо соответствовать: русский театр был родоначальником направления психологического реализма - на него равнялись все. Школа артистов, работающих по системе Станиславского, никогда не устареет, к этому истоку будут возвращаться.


Более того, театр отвечает внутренним чаяниям и потребностям зрителей, а потому он - живой организм. Он рождается, развивается, делает первые шаги, претерпевает изменения. Зрители, придя сюда, испытывают эмоциональные переживания и продолжают возвращаться в театр. 
В то же время нельзя абсолютно во всем уповать на зрителя. Любовь к театру нужно воспитывать с детства. Мы выполняем эту задачу с помощью детских сказок.


Репертуар для взрослой аудитории должен способствовать творческому росту актеров и прививать вкус зрителям. Нужно работать в классических, камерных постановках и, конечно, экспериментировать. Когда артист в хорошей форме, он интересен и зрителям, и режиссерам. 
Но как руководитель я обязан найти для своей команды пути реализации ее работы и не мешать творческому процессу. Безусловно, мои пожелания имеют место, но категорически настаивать на той или иной постановке неправильно. Тем более для спектакля по Шекспиру, к примеру, нужны соответствующие актеры. Если у нас нет Ромео, как ставить «Ромео и Джульетту»? 
- Театр им. К.С. Станиславского ежегодно отправляется на гастроли и принимает участие в международных фестивалях. Нужно ли чаще участвовать в таких событиях, и что для этого необходимо? 
- Карагандинские театры - одни из немногих в республике, которым из областного бюджета выделяются субсидии на постановки, гастроли и фестивальную деятельность. Участие в театральных фестивалях важно, ведь это стимул к росту: когда незнакомый коллега, допустим, из Мексики, благодарит тебя за игру со слезами на глазах - это дорогого стоит. Поэтому участие в таких встречах нужно продолжать. 
К слову, судьи многих зарубежных фестивалей настолько строги к отбору постановок и участников, что попасть на них почти невозможно. Заявку порой приходится отправлять за год или два. Вместе с этим нужны видеоматериалы хорошего качества, снятые с трех камер и хорошо смонтированные, качественные фото и достойная аннотация. Кроме того, театр-участник должен иметь богатую историю. Главный секрет успеха в этом случае - конкурентоспособность. А она включает в себя профессионализм, хорошую финансовую поддержку и сплоченность коллектива. 
- ...И, полагаю, хорошее техническое оснащение. Нуждается ли техника театра им. К.С. Станиславского в модернизации?
- Повторюсь, что как руководитель я должен создать все условия для творческой работы, а уже потом задавать вопросы. Однако у многих казахстанских театров есть общие проблемы, и одна из них - работа с устаревшими световыми установками и звуковым оборудованием. Причины тому могут быть разные: от нежелания сотрудников обновить аппаратуру до недостаточной финансовой поддержки. 


Поэтому в наших ближайших планах - постепенно обновить звуковой цех, световые установки и лампы. Теоретически не помешал бы загрузочный Rare-экран, который может решить многие вопросы сценографии: он похож на LED-экран, но позволяет создать необходимые предметы в формате 3D. Однако это дорогое удовольствие. 


Но представим, что все это у нас есть, и возникает следующий вопрос: имеются ли для оборудования специалисты? Поэтому мы хотим постепенно, не без поддержки управления культуры, архивов и документации, подавать заявки на обучение молодых специалистов, можно за рубежом, на специальных курсах подготовки.
На днях мы провели проверочные работы театрального оборудования и еще раз убедились, что оно в рабочем состоянии. Штанкетным хозяйством тоже остались довольны. В новом сезоне запустим в работу театральный круг, который послужит на благо артистов и режиссеров.
- Ваш настрой действовать воодушевляет. А как с творческим настроем? Продолжите ли вы заниматься творческой деятельностью?
- Если предложения будут - конечно, не откажусь. Не зря ведь говорят, что труд актера - это постоянное ожидание, а лучшая роль впереди, иначе всякая работа над собой заканчивается. Вполне возможно, что и в театре им. К.С. Станиславского я смогу что-либо поставить: такие мысли уже возникают. Пока же предстоит решить немало вопросов, а в театре им. С. Сейфуллина я продолжу играть свои роли - закон это разрешает и времени на это хватает.

 

Автор: Беседовала Анна СТРОКОВА
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

1 335

Полезные ресурсы