В тридевятом царстве

 

В Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского на днях состоялась премьера волшебной сказки «Царевна-лягушка». Ее показ предварял новогодний утренник, где юные мушкетеры и маленькие принцессы познакомились с семьей Барбоскиных, сыграли в веселые игры и, конечно, встретили Деда Мороза и Снегурочку.
 

И «Царевну-лягушку», и представление «Новогодние приключения с Барбоскиными» в театре поставила главный режиссер Александра Большакова. Главное в подготовке детского праздника, поделилась она, знать, чего хочет ребенок. Поэтому в театре провели небольшое исследование: узнали, о чем дети говорят в последнее время, чего желают, просмотрели немало мультипликационных материалов и остановились на Барбоскиных: после «Маши и Медведя» они входят в число лучших детских сказок.


Спектакль «Царевна-лягушка» поставлен по пьесе, которую Александра Большакова написала по мотивам одноименной русской народной сказки. Сказка, уточнила режиссер, получилась именно волшебная.


Почему именно «Царевна-лягушка»? В театре им. К.С. Станиславского несколько лет подряд ставили иностранные и сказки народов мира, но решили возродить традицию постановок русских народных. История о заколдованной Василисе Премудрой - одна из самых трогательных. 
- Мы готовились около трех месяцев, - поведала Александра Владимировна. - Вместе с художником по костюмам Мариной Шнайдер и художником-постановщиком Еленой Ким мы серьезно подошли к вопросу организации пространства, сценографии и нарядов, чтобы зрители почувствовали, что они попали в русскую сказку. Никаких современных деталей мы не вносили сознательно. В то же время театр шагает в ногу со временем, мы закупаем новое оборудование - начали со света: впервые в сказке есть театр теней.


Свет в «Царевне-лягушке» достоин внимания: эффекты смотрятся привлекательно и динамично, а сценография хороша яркими декорациями. Спорное мнение у меня вызвал лишь стол с угощениями на царском пире, выполненный в формате 3D: я ожидала, он будет настоящим. Александра Большакова объяснила: все угощения на столе - объемные, что тоже призвано создать интерес у зрителя. Обусловлен такой вид стола и длительностью сказки - один час, и важно вписаться в этот формат.


Отмечу, что в некоторых постановках А. Большаковой обязательно присутствует рассказчик, и не только в детских спектаклях. «Царевна-лягушка» тоже такова: историю о том, как Иван-царевич (Павел Авдюков) не ослушался Царя-батюшки и женился на Царевне-лягушке, которая оказалась заколдованной Кощеем Бессмертным (Иван Немцев) Василисой Прекрасной (Анна Суханова), рассказывает Зайцу Баба-яга (Ирина Городкова). Наличие рассказчика, заметила режиссер, важный ход: когда появляется герой, который ведет зрителя по сюжету, это тоже увеличивает интерес публики. Подобным приемом пользуются во всем мире, позволяя аудитории быть вовлеченной в рассказ. А у сказочной Бабы-яги, кстати, даже есть свой сундук со сказками.


...У Царя-батюшки (Денис Цветков) три сына: Демьян (Артем Жангиров), Степан (Александр Полевода) и Иван. Самый младший Иван - простой и искренний юноша - подвергается насмешкам старших братьев, которые, по сути, представляют собой золотую молодежь: учиться не желают и хотят жить на всем готовеньком. И даже рядом с троном Царя будто места для Ивана нет - скамеек по обе стороны две, на них вальяжно располагаются братья. 
Мужчину, как известно, красит женщина, и надобно бы юношам жениться. В чей двор стрела царевичей упадет, та женой и станет - все как в оригинале. Закономерно, что Степан и Демьян женятся на купеческой и барской дочерях, а стрелу Ивана ловит лягушка на болоте. И снова младший царевич - предмет насмешек, снова слишком отличается от всех. Но его заколдованная Василиса, в отличие от своих золовок, активно конкурирующих между собой, мудра, отзывчива и надежна, одета скромнее Гордеи и Анфисы, но со вкусом. Она умеет все, и дело не только в волшебстве.


С современным миром сказку роднит не только перечисленное выше. «Царевна-лягушка» поднимает серьезные вопросы о том, каково быть не похожим на других, насколько в обществе ценны искренность и доброта, любовь и верность, а также вопрос соответствия человека идеалам, и есть ли эти идеалы вообще. Поэтому сказку оценят как дети, так и взрослые.


Постановку увидят не только юные карагандинцы: сказку планируют показать и в городах-спутниках. Это не только новогодняя история: чудес хочется всегда, и в «Царевне-лягушке» желания героев исполняются.

 

Автор: Анна СТРОКОВА

inkaraganda.kz

1 520

Полезные ресурсы