24 января 2018.

Премьера аттракциона в двух сеансах «Дураки» по пьесе Нила Саймона состоялась в театре им. К. С. Станиславского. Над спектаклем работала команда из Азербайджана – режиссер Микаил Микаилов и сценограф Мустафа Мустафаев.

 

Актеры носят дурацкие костюмы, двигаются, как мультяшные персонажи... И постепенно публика вовлекается в действо. Сначала, вспомнив детство, из зала громко отвечают на брошенные персонажами реплики. Но под занавес мы становимся полноправными соучастниками того, что было сотворено на наших глазах.


Дурачат, надо сказать, очень талантливо. А дурачатся с удовольствием. Думаю, многое актеры придумали сами, включившись в эту игру, на сцене ставшую священнодействием. Можно узнать жесты и костюмы из «Обыкновенного чуда», вручение «Оскара» графу Юзекевичу – цитата из «Маски». По общим ощущениям чувствуется «Кин-дза-дза». Все правильно – тут и философская сказка, и веселая комедия. И фэнтези, и сатира.


Весь спектакль зал покатывается со смеху – когда пастух (Алексей Браилко) и торговка (Марина Марычева) перебрасываются яблоками. Когда крутит головой, увенчанной шлемом с рогами, граф (Денис Цветков). Когда блистательный дуэт Александра Кашуро с Галиной Турчиной совершает очередной танец ликования в стиле тех самых американских мультяшек.


Американские мультяшки – это очень правильно, потому что куличовские дураки не русские блаженные и юродивые. Хотя Нил Саймон и написал пьесу под явным воздействием русской литературы. «Там много от Гоголя и Салтыкова-Щедрина», – уверен и Микаил Микаилов. Но все-таки дураки заколдованной Куличовки – дураки в общемировом понимании. Самое подходящее о них впечатление вы наверняка выражали хотя бы раз в жизни. Когда говорили о ком-то: «Да он просто дурак». Без злобы, ничего личного. Просто дурак.


– Это спектакль, в котором языком комедии говорится об очень серьезных вещах. Перед нами общество, которое замкнулось в себе. Жители Куличовки убеждены, что стали жертвами заклятия. Страхи и предрассудки парализуют их личность и сознание, не давая им быть такими, какими они могли бы быть, – говорит режиссер.


Замкнутость общества передается монотонностью жестов, поз и особенно декораций. Действо начинается со свечения и мигания огромных круглых глаз поезда. Круги потом повсюду – светящиеся циферблаты часов, колеса, вообще, основной строительный материал куличовцев. Круги нарезает мясник (Артем Жангиров) на своей тележке. Свесив голову набок, кругами ходит красавица Софья (Анна Суханова). Набор действующих лиц типичен для любой деревни. И вообще, вся Куличовка – замкнутый круг. Заколдованное место – попадешь сюда, и никуда не деться.


Дураки любви не знают, в Куличовке нет любви, уверяют все персонажи. Зато им страшно, потому что бояться велено. Чтобы быть оболваненным, надо дать себя оболванить, и заклятие на самом деле придумано самими жителями деревни, считает режиссер. Вот это действительно не смешно, а страшно.
С любви к ней, Софье, и возникло у главного героя – учителя Толчинского (Павел Кондратьев) – острое желание избавить жителей Куличовки от заклятия быть дураками. Но хеппи-энд неизбежен. Спиритический сеанс, задуманный постановщиком Микаиловым, случился. Трехсотлетнее заклятие снято. Одураченные жители Куличовки, став «нормальными» (успешными?) людьми, сами принялись дурачить окружающих. Жена доктора занялась политикой. Торговка теперь владеет крупными земельными участками. Доктор, который только и умел, что выслушивать своих пациентов и советовал им взять в аптеке то, что понравится, и принимать по вкусу, стал лейб-медиком академии. А граф и вовсе – проповедником.


– Вы находитесь в пределах Куличовки, – утверждает учитель и вызывает одобрительный смех публики.


А запоминается другая фраза, парадоксальная истина из уст Софьи. Софье отданы многие мудрые замечания, например, «все умные – злые». Так вот, героиня не раз произносит: «Мечта – это когда не сбывается то, что хочешь». Не правда ли, это одно из лучших определений зыбкого понятия «мечта»?
Пусть в конце сбылось то, чего куличовцы хотели, разве в начале, триста лет назад, не сбылось столь же заветное их желание быть дураками?
Обманув, поставить в смешное, дурацкое положение, оставить в дураках.


Но что это случилось с нами, со зрителями после этого театрального аттракциона, да еще в двух действиях? Что произошло вот сейчас? Неужели нас одурачили?
Как тут не вспомнить Чехова: «Ведь этак одурачить целую компанию может только артист, талант». А по словарю «одурачить» – «оставить в дураках». Значит, выбор за нами.


Кстати, сегодня только в Москве «Дураки» в репертуаре шести театров.

 

Ольга МООС

sobytiya.kz

1 130

Полезные ресурсы