9 мая 2018.

Призрачно все

От сцены к балконам протянуты прозрачные полотна белой ткани – напоминание о вишневом саде. И зал активно вовлекается в спектакль – через него входят-выходят герои, а в конце по всему театру раздастся громкий стук. 
Ольга МООС

 

prizra4novse1

 

О, то не раздается земной топор дровосека, скорее, это зловещий полтергейст, кастаньеты судьбы. Призрачное настоящее развернулось в комедии в двух действиях А. Чехова «Вишневый сад».


В театре имени К. С. Станиславского премьерный спектакль поставил приглашенный режиссер Станислав Васильев. «Вишневый сад» на этой сцене впервые, и для режиссера это тоже дебют, до сей поры он не обращался именно к последней пьесе великого драматурга.

 

Постановщик говорит: «Чехов жил настоящим, любил жизнь во всех ее проявлениях. Но если пытаться удержать настоящее, оно становится миражом. Не настоящим».


Оттого все декорации временные – чехлы на мебели, тени за прозрачным занавесом. В крохотный театр теней играют Гаев и Раневская, Любовь Андреевна складывает пальцы, чтобы отбросить тени зверей – тоже старинная игра. Люди, львы, орлы и куропатки.


Они не слушают. Они предпочитают игры деловым предложениям Лопахина. Они обречены, как и вишневый сад, и Фирс. Впрочем, в последней пьесе Чехова смерть кажется лучшим исходом, настолько безнадежно будущее, так что Фирсу и саду повезло. А Аня с Петей не кажутся убедительными представителями новых людей. Какое там молодо-зелено! Да и это выражение не стало лейтмотивом спектакля. Фирс постоянно бормочет: «недотепа».


Фирс собирает и разбрасывает камни, а в финале укладывается на горсть камней для последнего сна. Когда белые прозрачные полотна сойдутся к сцене и раздастся страшный стук, все свершится.


Раневская будет проживать теткины деньги в Париже. Варя не выйдет замуж за Лопахина и не отправится в вымечтанное паломничество. Шарлотта так же будет истерить, ах, и ее судьба незавидна. Яша? Лакей как-нибудь устроится. Но Дуняша не выйдет за него. Хорошо устроился только «22 несчастья» Епиходов – он получил место у нового хозяина. И везунчику Симеонову-Пищику снова сказочно повезло. Опять есть что продавать и можно раздать долги.


Кроме знакомых персонажей, режиссер ввел в спектакль упомянутый А. П. Чеховым еврейский оркестр, крестьянок, поющих для приехавших господ, и инсценировку «Грешницы» А. К. Толстого. Она сыграна актерами на истерическом подъеме и выглядит как чистый декаданс.


В спектакле заняты ведущие актеры и театральная молодежь.
«Наша постановка – это сегодняшнее прочтение, то, как бы сейчас жил Чехов. Однако складывается ощущение, что за 100 лет ничего не поменялось», – говорит режиссер.

 

sobytiya.kz

Полезные ресурсы