Колеса крутятся

 

Как и новый учебный год, театральные и концертные сезоны открываются осенью. 88-й сезон для театра имени К. С. Станиславского продолжит традиции прошлых лет – эксперименты, поездки, открытия для зрителей.

 

До конца календарного года в театре – три премьеры. «Дурочку» Лопе де Вега ставит главный режиссер Александра Большакова. Чтобы не путали с «Дураками», уже прописавшимися в репертуаре, пьеса французского классика получила название «Любовь – вот истинный учитель».
Ждет нас и новогодняя сказка. Но самая главная новость – постановка директора. Дунай Еспаев решил взять в руки режиссерские бразды правления и показать свое видение проблемы отцов и детей. Для этого выбрана комедия Дэвида У. Кристнера «Знойные мамочки».


– Я не сторонник комедий и начал читать с осторожностью, – признается постановщик. – И материал мне приглянулся, чем-то взял за душу. Это пьеса, где все непредсказуемо, где надо раскрывать смыслы. Вроде бы такая простая и даже избитая вещь – конфликт поколений. Похожих материалов полным-полно: и в советской драматургии, и в русской, и в казахской. Но как написано! Сразу видно, что Кристнер как актер снимался во многих мыльных операх. И хорошо знал, чего не хватало там артистам. В его пьесе – процесс рождения текста, процесс внутренней линии. И как будто все легко. А когда мы стали анализировать, оказалось, что проделали только половину работы, нужно еще копать и копать. Чтобы получилось смешно, надо играть на трагедийном накале... Сейчас трактовка такая: – история жизни моей семьи за 9 месяцев до моего появления на свет. Мы будем смотреть на все происходящее глазами младенца в утробе матери. И увидим, что помогло обрести семью, обрести друг друга. Думал, рановато мне еще ставить в этом театре, но попался такой материал: знак свыше. 


Явление американца в постановке казахстанца, да еще глазами младенца, – сильная вещь. Но будет премьера не менее сногсшибательная. Шекспировед из Санта-Барбары, США, Калифорния, поставит в нашем театре «Сон в летнюю ночь» Шекспира.


– На следующий год мы хотим замахнуться на Достоевского, на Брехта и на Вильяма нашего Шекспира, – раскрывает карты директор. – 88-й сезон закроем именно постановкой американского режиссера.


Джона Блондэлла и Дуная Еспаева свел, конечно, Шекспир. Театр имени Сейфуллина привез в Македонию «Гамлета», в главной роли – актер Еспаев. После показа Джон пригласил Дуная. Через пятнадцать минут переводчик ушел, а шескпиролюбы проговорили еще два часа на каком-то только им понятном языке. И Блондэлл решил поработать в Караганде. 


Приехал посмотрел «Федру» и «Вишневый сад». Поговорил с артистами через переводчика. Блеснул на церемонии закрытия сезона отличным произношением «Добрый вечер!» и «Спасибо!». Теперь, пишет, выучил уже восемь русских слов.


– Все-таки театр Станиславского достаточно интересный, если с ним хотят работать люди, которые живут за океаном, скромничает Дунай Амандыкович. – Все приезжие режиссеры – те же Станислав Васильев, и Микаил Микаилов, и Куандык Касымов – признаются, что им нравятся наши артисты. Они внутренне гибкие, они достаточно профессиональны, хотя многим молодым надо еще расти. Чем подкупает труппа? Желанием развиваться. Если это есть, можно забыть обо всем и общаться уже без переводчика.


Плоды такого общения для театра – сотрудничество не только внутри Казахстана, но и с самым дальним зарубежьем. Раскрутка спектаклей, популяризация наших артистов и театрального искусства, обмен опытом. В конце концов, просветительская работа, ведь за 2–3 месяца проживания в Караганде гости узнают нашу культуру и обычаи, актерскую школу, систему театрального образования. 
И, конечно, это обновление репертуара. 


– У театра Станиславского достаточно интересный репертуар, во многих русских театрах Казахстана такого количества русской драматургии нет. Другие театры пошли на поводу у зрителя, стали ставить комедии положений, а мы нет. Артист, режиссер, художник воспитывается на классике, и даже неудачи двигают его вперед. Классика актуальна во все времена.


– Почему же другие театры не стремятся расширять свою географию, как вы? Боятся?
– Скорее всего. Смело надо поступать в таких вещах, доверять своему театру, – высказывается Дунай Еспаев.
– А мы себя покажем? Куда планируете вывезти труппу?
– Мой принцип – театр не должен стоять на месте. Буквально. Будем выезжать, показывать себя, уже есть конкретные предложения. Это фестивали в Македонии, Румынии, Турции, а не за горами, может быть, и гастроли в США. Мы хорошо подружились с Буинским театром Татарстана. Буинск – маленький городок на 20 тысяч зрителей, а его считают маленьким Авиньоном России. Они международный театральный фестиваль проводят, а у нас в городе пять театров, и мы не можем даже региональный провести! Фестиваль – это развитие, это инвестиции, человеческие и финансовые. Так что будем сотрудничать. Буинский театр приедет в Караганду в конце сентября, а мы в Татарстан в мае-июне. Вообще все, кого мы приобрели, остаются с нами. С нашей стороны дверь открыта, ни с кем не собираемся расставаться. 


Увы, недолгое расставание все же предстоит. Российский режиссер Станислав Васильев не будет ставить у нас в новом сезоне.
– Это для меня досадно, и я буду скучать, что не приглашаем Станислава Васильева, – печалится директор. – Но уже три приглашенных режиссера, и это лимит по финансам.


Кроме американца, выбран Микаил Микаилов. Режиссер с очень своеобразным взглядом решил поставить «Дядюшкин сон» Достоевского. А Куандык Касымов – брехтовскую «Мамашу Кураж».


– Мы поговорили, и я понял, что у него получится, – считает Дунай Амандыкович. – Брехт – очень трудный автор, это новая волна в драматургии и режиссуре. А Куандык – 
сторонник эпического театра. Мне будет интересно. И еще будет интересно, как Мика поставит Достоевского. Как он прочтет «Дядюшкин сон». 
Кроме этого, выпускник Жургеновки Елдос Лекенов покажет нам камерную постановку по пьесе «Разговор, которого не было» современного драматурга Родиона Белецкого.


До конца года неугомонный директор планирует хотя бы один мастер-класс – со станиславцами приедет заниматься руководитель Центра современной драматургии (Москва) Константин Мишин, педагог по пластике, режиссер пластических спектаклей. 
С 6 по 9 сентября театр даст гастроль в главном русском драматическом театре страны – имени Лермонтова. Карагандинцы покажут алматинской публике три спектакля – «Дураки», «Федру» и «Вишневый сад», причем «Дураков» два раза. Плюс детский спектакль «Царевна-лягушка». Полноценный тур. К слову, станиславцы не выступали на сцене лермонтовского театра с 2004 года.


Также до конца года планируются поездки в Петропавловск и Жезказган. Вот уж, действительно, театр не стоит на месте.


Ольга МООС

sobytiya.kz

1 123

Полезные ресурсы