25 октября 2018.

 

Повод поговорить о чувстве, имеющем великое множество определений, дал постановщику двухчасового спектакля «Любовь – вот истинный учитель» Александре Большаковой испанский драматург Лопе де Вега. Премьера состоялась на сцене театра им. К.С. Станиславского.
Ольга МООС

 

 

Сюжет про двух сестер на выданье дает драматургу массу коллизий, и великий испанец с удовольствием завязывает клубок комедии положений, а потом распутывает их на радость зрителю.


– В доме мадридского дворянина Октавьо две дочери на выданье. Старшая, Ниса, проводит время за книгами и в общении с такими же, как она, любителями наук и поэзии. Младшей, Финее, все бы шалить да с кошками возиться, нет ни времени, ни желания чему-нибудь учиться. Но внимание юного поэта и кавалера Лауренсьо преображает обеих: старшая начинает сходить с ума от ревности, а младшая срочно постигает азы не только грамотности, но и науки страсти нежной. Только Октавьо не в восторге от визитов бедного дворянина Лауренсьо. То ли богач Лисео, просватанный за Финею, но потерявший голову от Нисы… Путаница, да? Но любовь в союзе с разумом распутают все клубки и подарят всем надежду на счастье, – излагает суть жанра классической комедии «плаща и шпаги» завлит театра Елена Нумерова.


Кроме того, за простушкой Финеей дают в четыре раза большее приданое, чем за гордячкой Нисой. И это определяет выбор Лауренсьо. Похоже, он вовсе не ослеплен чувством – вероятно, потому, что постоянно изливает его в стихах и серенадах. Лауренсьо морочит голову Нисе, доводя ее до полного умопомрачения. Утешить несчастную может лишь большая и чистая любовь Лисео. К слову, и с приезжим влюбленным поэт, красавчик и модник Лауренсьо заключает сговор.


В Финее же, напротив, разум просветлен – благодаря умелому учителю и врачевателю – любви. Ради милого сердцу Лауренсьо она скоренько научилась читать и писать, иначе как поддерживать любовную переписку? «Те, кого мы любим, освещают мир вокруг нас, заставляя увидеть все в новом свете», – объясняет эту метаморфозу Большакова.


К финалу наша дурочка не просто умна, а хитроумна, под стать своему избраннику. Она дает советы даже ему, искушенному в делах любви, легко дурачит всех рецидивами глупости и разрабатывает блестящий план спасения. В итоге – четыре любовных союза, четыре влюбленные пары.
Чему же учит любовь?


– Если обратиться к великолепному тексту Лопе де Вега, он в начале, в середине и особенно в финале дает много объяснений этому непостижимому чувству: «Любовь шлифует ум и мрамор», «Любовь поэзию открыла, нас в царство музыки ввела... и тот, к кому пришла она, невеждой быть уже не может», – рассуждает режиссер спектакля.


Вслед за классиком и для самой Александры Большаковой эта постановка – возможность в который раз сказать о любви.


– Если бы у меня была возможность объявлять праздники по всей стране, я бы устраивала День любви каждую пятницу, субботу, воскресенье, – признается она. – Мне нравится, когда люди вокруг меня влюблены, неравнодушны, когда идет общий порыв, рождается волна, они делятся друг с другом и обогащают друг друга. Послание моему зрителю – чтобы во время и после спектакля кому-то хотелось сказать: как ты мне дорог, как ты мне дорога, я счастлив, что ты у меня есть... И больше ничего мне не нужно для счастья. У меня в спектакле все влюблены, все смеются и обнимаются. И в этой наэлектризованной атмосфере все мы с удовольствием учимся любить и признаваться в любви.


Пьеса стала учителем и для актеров, а в спектакле занята в основном молодежь, исполнительницы же роли Финеи – совсем юные особы Алена Волох и Светлана Кройтор. По мнению режиссера, они только в своем воображении готовы на подвиги, «может быть, еще пока не узнали, что такое потеря едва возникшего чувства, у них еще впереди этот потрясающий женский опыт». А Лопе де Вега дает уникальную возможность за два часа спектакля своей героине пережить превращение из известной всему Мадриду дурочки в отважную воительницу за любовь.


Что касается сценографии, то художник Елена Ким придумала очень интересные ходы. Все трансформируется, все мобильно. Создается некий органичный портал времени – с одной стороны, этот спектакль в родном для него XVII веке могли играть в дворцовом саду. С другой – в наше время вездесущего 3D зрителю легко включить воображение. И вот уже из минимума средств создаются то таверна, то дом Октавио, то улица, то сад. Широко используется газон. Романтические сцены, конечно, происходят в беседке, которую своими умелыми ручками сделали мастера театра.
Что касается песен, то они тоже есть.


– Я люблю песни и танцы, душа поет. Песен немного, одна серенада. Есть зарисовка фламенко, – перечисляет постановщик.
И проливает свет на таинственный персонаж – немую свидетельницу и наперсницу нежных чувств. Это цыганка. Она появляется редко, но в самые важные моменты, и помогает героям определиться с выбором.


– Актеры тоже растут, и с каждым спектаклем. Знаю по своему опыту: после 4–5 премьерных показов начинает появляться атмосфера, отдушина, коридоры счастья для каждого артиста, возможность вести себя свободно в установленных режиссером рамках. Только тогда я смогу понять, получилось у меня или нет, – скромничает Большакова.


А мы уверены: получилось. Идите в театр, чтобы учиться признаваться, объясняться, высказываться, драться – в любви, о любви, за любовь...

 

Ольга МООС

www.sobytiya.kz

Полезные ресурсы