16 марта 2019.

Мамаша в камуфляже

 

Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

 

К слову, и сам Брехт был драматургом своеобразным, а его «Мамаша Кураж и ее дети», написанная в 1938-1939 годах, - одно из самых ярких воплощений эпического театра, который соединяет драматическое действие и эпическую повествовательность.


Работу над «Мамашей Кураж» Б. Брехт начал в эмиграции в канун Второй мировой войны и закончил в Швеции, когда война уже шла. Источником для него послужила повесть непосредственного участника Тридцатилетней войны, немецкого прозаика Г. фон Гриммельсгаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж». Но если там Кураж была авантюристкой, которая богатела, путаясь с полковыми офицерами, а затем стала маркитанткой (торговкой, следующей за войском), то Брехт разделил судьбу и черты Кураж между двумя героинями - Иветтой Потье и Анной Фирлинг (мамашей Кураж).


В первой редакции Брехта мамаша Кураж была более человечной, однако автор решил ужесточить образ героини: ее алчность одерживает верх над человечностью - она не готова пожертвовать товаром ради спасения ближнего. Мамаша практична, наделена деловой хваткой, знает, как заработать на войне, умеет дерзко объясниться с патрульными. Ее богатство - фургон с вещами и трое детей. 


Собственно, действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны в XVII веке, а свое прозвище мамаша Кураж (Надежда Вебер) получила за то, что никогда в бою не оставляла без присмотра свой фургон с товаром. У нее двое сыновей, Эйлиф (Андрей Белавин), Швейцеркас (Павел Кондратьев), и немая с рождения дочь Катрин (Алена Волох) - все от разных солдат. Интерес к ее взрослым детям проявляет вербовщик (Антон Звонов), однако мать не желает, чтобы они погибли под пулями, и устраивает гадание. Сыновья выбирают бумажку со знаком смерти, а самого старшего, Эйлифа, скоро забирают на фронт. Так или иначе, чего Кураж точно не бросает, так это свой фургон: война ее кормит. Она - доминантная женщина, воспитываться у такой - врагу не пожелаешь, и во время прочтения пьесы одни ее черты привлекают, другие - отталкивают. В целом же «Мамаша Кураж и ее дети» - произведение весьма депрессивное и тяжелое.


Дополню, что Б. Брехт преподнес женщину в неожиданном ключе, за что в свое время получил от критиков: положительные образы, связанные с материнством, несовместимы с коммерческой жилкой, а именно такова Анна Фирлинг, не лишенная, кстати, чувства юмора. Счастливого финала ни у оригинала, ни у постановки можно не ждать, но задуматься они заставят о многом - хотя бы об эгоистичном мире, где каждый сам за себя, о собственной роли в обществе и о том, какие мы в нем.


- За свою режиссерскую карьеру я впервые встречаюсь с Брехтом, и это случилось именно в Караганде, - делился Куандык Кулмамырович накануне премьеры 9 и 10 марта. - Мамаша Кураж - персонаж с особо сложной судьбой. И когда война отберет у нее все, эта женщина, в конце концов, снова впряжется в свой фургон и пойдет дальше. Это значит не только то, что жизнь продолжается, но и то, что война идет дальше.
Поэтому, продолжил режиссер, здесь не исключаются политические моменты: один из наиболее обсуждаемых ныне военных конфликтов продолжается в Сирии - именно туда он перенес действие спектакля.


- Такие, как мамаша Кураж, могут находиться и там, - предположил К. Касымов. - У такого персонажа нет географии. Там, в Сирии, люди берут в руки оружие, убивают других, зараженные девизом самообмана.


В прошлом году Куандык Касымов работал в Караганде над спектаклем «Fedra. Игра», в центре сюжета которого тоже была сильная, но одинокая женщина, переживающая внутреннюю и внешнюю трагедии. Совпало идеально, говорил, с интервалом в год - и женскую часть коллектива оценил высоко. Не исключено, что, возможно, и «Мамашу...» выведут в мир, как и «Федру»: Оксана Игнатенко за эту роль уже получила международную награду. 


Итак, музыка с претензией на восточную, некоторые моменты (особенно близкие к финалу) сокращены, но не во вред спектаклю. Главенствующие цвета постановки - камуфляж и хаки. Первое появление Кураж на сцене сродни первому мазку художника на холсте: режиссер обозначает - вот она, та самая Анна Фирлинг. У Куандыка Касымова она носит старенький светлый балахон и окружена солдатами, встречающимися на ее пути. Фельдфебель (Александр Полевода, Андрей Марычев) и его команда, перенесенные в современный мир, получили в свою речь крепкое словцо, гульдены стали долларами, а Иветта Потье (Оксана Игнатенко), имевшая в оригинале собственную историю, стала современной проституткой: вместо красных сапожек у нее - красные шпильки, и, завидев врага, она в первую очередь хочет быть неотразимой.


Декорации, включая фургон, как всегда лаконичны и хороши, благодаря художнице Елене Ким. На сцене во время спектакля немало персонажей - зрителю есть за кем наблюдать, и, конечно, мамаша Кураж, считающая деньги, пока вербуют ее сына, здесь тоже будет.
И все же Кураж у Касымова вышла более мягкой, чем у Брехта: режиссер стремился показать ее светлые стороны, от чего, мне кажется, спектакль немного потерял в своей тяжести. Хотя здесь тяжело уже то, что на пару с песнями под гитару, исполняемыми Денисом Цветковым, звуковым сопровождением служат автоматные очереди. Эта постановка - не для свидания и не для развлечения: она для того, чтобы поразмышлять. В марте «Мамашу Кураж» можно будет увидеть еще раз: в воскресенье, 24 числа.

 

Автор: Анна СТРОКОВА

Фото Бориса КОПЫЛОВА

inkaraganda.kz

Полезные ресурсы