21 января 2020.

Навстречу мечте: спектакль о сиротах покажут в театре им. Станиславского (фото)

 

Жанр новой постановки — негероическая повесть. Потому что ничего героического в героях нет: они, дети из детдомов, хотят нормальной жизни — такой, как у всех. Для них самое обычное становится самым сложным. Ставит этот спектакль в Караганде Ильсур Казакбаев — режиссер Башкирского государственного Академического театра драмы имени Мажита Гафури, передает novoetv.kz.

 

 

Основа постановки в театре им. Станиславского — повесть «Не оставляй, мама!» писателя Айгиза Баймухаметова. Это трогательное произведение о детях, оставшихся сиротами и познавших жизнь в стенах детского дома. Автор пишет об их бедах и печалях, о бесприютности и суровых условиях выживания, в которых выковывается или, наоборот, ломается характер. В спектакле — мечты детдомовских детей. На башкирском языке название спектакля звучит как «Хыялга каршы», что переводится неоднозначно: и навстречу мечте, но и наперекор ей. Ильсур хотел дать название постановке «Вакуум», но все же решил остановиться на этом варианте. В Караганде это будет третья постановка спектакля «Навстречу мечте»: первая была в Уфе, вторая — в Улан-Удэ. В 2016 году постановка получила спецприз «За лучший актерский ансамбль» и «За обращение к современной национальной прозе и поиск нового театрального языка», в 2017 году в Уфе стала победителем в номинации «Лучшая режиссура» Республиканского фестиваля «Театральная весна». В том же году на ХI Международном театральном фестивале современной драматургии «КОЛЯДА-PLAYS» режиссер Ильсур Казакбаев со спектаклем «Навстречу мечте» завоевал один из главных призов в номинации «За лучшую режиссуру».

 

Когда Ильсур готовился к постановке, он специально не ходил в детские дома, а изучал эту тему по художественным книгам и материалам интернета. Однажды режиссер все же попал в детдом с актерами другого театра. В это время «Навстречу мечте» уже шел в театрах, и режиссер наблюдал там ситуацию, которую актеры играют в спектакле: дети, увидев взрослых, оживились и пытались что-то показать им.

 

Режиссер говорит, что проблема детских домов актуальна не только для России, но и для многих стран СНГ. На эту проблему обычно не обращают должного внимания: таких детям сопереживают, многие пытаются помочь, но в итоге вопросы повышения цен или кто что сказал о другом, становятся важнее, и о сиротах забывают. Если общество пытается решить проблему таких детей, не задумывается о первичном — почему дети туда попадают и как это остановить.

 

«Чтобы искоренить сам институт детдомов, надо как-то сознание людей поменять, которые идут на этот шаг», — считает режиссер.

 

Когда Ильсур начал первый раз работать с этим материалом, каждая репетиция проходила на страх и риск всей труппы: пьесу постоянно дописывали во время прогонов. В постановку привносили что-то новое не только постановочная группа, но и сами актеры. Изначально в спектакле были задействованы актеры среднего возраста и актрисы всех возрастов. Сначала режиссер попросил уйти тех, кому неинтересно работать в этой постановке, потом — некоторых актеров и всех девушек. В итоге осталось 7 человек из труппы. На репетициях коллектив несколько раз натыкался на какую-то «стену», иногда парни просто играли в футбол, и это давало пищу для поиска нужной формы. В детских домах, как и в армии и тюрьмах, у людей пытаются отобрать их индивидуальность, в том числе, и гендер — одинаковая форма, прическа, звание (воспитанник рядовой). Режиссер же пришел к выводу, что все роли будут играть парни, которые в определенные моменты перевоплощаются в женские роли, чтобы рассказать сюжет. Цифра 7 — по количеству реальных рассказанных историй. Этот спектакль играется одним составом, потому что эта небольшая труппа как бы становится ансамблем, в котором — 7 нот, 7 пазлов одной картины, где если выпадет один — потеряется общий вид. Они — одно целое.

 

«Они должны сыграть по нотам. Если кто-то сфальшивит, это будет сразу видно. У каждого есть свой сольный кусок. И я им объясняю, что надо играть, как в оркестре. Солирует у нас сейчас скрипка, остальные не выключаются, они уходят в фон. Но проходит некоторое время, и сейчас у нас будет солировать фортепиано, а скрипка уходит в фон», — делится Ильсур.

 

Главных ролей здесь нет — все персонажи одинаково важны. Декораций в этом спектакле будет минимум. Например, большие детские кубики, из которых актеры будут складывать слова.

 

Директор театра им. Станиславского Дунай Еспаев увидел спектакль «Навстречу мечте» в записи, которую сделали на одном из фестивалей России. Он нашел Ильсура в Facebook и начал с ним переговоры. Через год, в 2020 году, российский режиссер приехал в Караганду, чтобы поставить этот спектакль. Ильсур говорит, что это будет не последняя постановка этого спектакля, потому что есть еще обращения.

 

«Навстречу мечте» в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури

 

В спектакле есть музыкальная часть: режиссер вычитал, что в детдомах специально создаются вокально-инструментальные ансамбли, чтобы чем-то увлечь детей. В каждом городе — разные песни и разные инструменты. Например, в Уфе директор детского дома играет на аккордеоне, в Бурятии — в футбол, а в Караганде этот же персонаж жонглирует. В Караганде актеры будут играть на фортепиано, гитаре и барабанах. По словам режиссера, это еще раз подчеркивает универсальность спектакля. Имена у персонажей будут интернациональные, чтобы подчеркнуть, что это проблема не одной национальности, а всех. Основной герой, так же, как и в двух других постановках — Ильяз. В спектакле будут задействованы: Андрей Марычев, Антон Звонов, Артем Жангиров, Алексей Браилко, Богдан Пынка, Павел Кондратьев и Константин Снегерев.

 

novoetv.kz

Полезные ресурсы