12 февраля 2021.
Елена Нумерова работает в Карагандинском русском драматическом театре имени К.С.Станиславского с 2004 года. Она заведует литературной частью и признается: ни на минуту не пожалела, что жизнь свела ее с театром. В своем интервью для ekaraganda.kz Елена Сергеевна рассказала, как спектакль попадает в постоянный репертуар и почему с ним могут попрощаться, сколько в сезоне должно быть постановок, и куда попадает реквизит списанных.
В 1989 году Елена Нумерова пришла работать в газету «Молодежь Караганды», впоследствии называвшуюся «Пятница», где написала первую театральную рецензию. Позже она работала в мединституте редактором многотиражной газеты, была заведующей редакционно-издательским отделом, но продолжала посещать спектакли и писать рецензии в разные печатные издания Караганды и не только. В 2004 году ее пригласил на работу художественный руководитель и директор театра Генрих Оганесян, предложив должность заведующей литературной частью. Елена Сергеевна согласилась поработать на полставки, но ей хватило двух месяцев, чтобы понять: такая работа – для нее.
- Елена Сергеевна, когда спектакль поставлен, обсужден на худсовете, как он попадает в постоянный репертуар? Ведь некоторые постановки идут в театре годами.
- Спектакль показывается худсовету, но худсовет – орган совещательный. Решение о включении спектакля в репертуар принимает руководитель театра, ознакомившись с его художественными достоинствами, с мнением худсовета.
- Как правило, в карагандинских театрах традиционно несколько раз в год проходят премьеры новых постановок – во всяком случае, так было до карантина. Сколько спектаклей в идеале должно идти в театральном репертуаре?
- Уже много лет у нас существует ежегодный план: 6 новых спектаклей в год. Из них один или два – сказки для детей, поскольку в Караганде нет ТЮЗа, и мы сами воспитываем для себя будущих зрителей, и четыре-пять вечерних спектаклей. Количество постановок в репертуаре может быть разным: например, в Малом театре их 52, в «Сатириконе» - 21, но считается разумным, когда в репертуаре 25-30 действующих спектаклей, чтобы они шли каждый месяц и не повторялись. Таким образом, зритель будет видеть разнообразие постановок, а артисты будут играть в спектакле не раз в полгода, а чаще. Да и постановки при таком раскладе продолжат жить. У нас в репертуаре сейчас 30 вечерних спектаклей и 19 детских, еще три спектакля в работе: два вечерних и один детский.
«Зойкина Квартира», М. Булгаков, 2013 год
- Какое время спектакль держится в репертуаре, прежде чем быть снятым с него? Есть ли какие-то определенные правила?
- Это зависит от многих факторов, но канонов нет. У нас есть долгожители – например, спектакль «Фен шуй» Ю. Каменецкого и Э. Щедрина 2004 года: там сменились два исполнителя, но он по-прежнему в репертуаре, и у нас нет оснований его списывать – его любят зрители. Это комедия, в то же время в ней есть и актуальный до сих пор социальный аспект. В другой постановке-долгожителе – «Эти свободные бабочки» Л. Герша – параллельно с первыми исполнителями работает уже и наша молодежь: на роль Джил ввели Александру Мартинс, Алену Волох, на роль Дона – Антона Звонова.
«Фен шуй», Ю. Каменецкий, Э. Щедрин, 2004 год
- Почему спектакли снимают с репертуара? По каким критериям в театре понимают, что спектакль нужно снимать?
- Бывает, спектакль устаревает в связи с переходом артистов в другую возрастную категорию. Спектакль может больше не вызывать зрительского интереса. Здесь критерий прост: в зале мало зрителей, несмотря на работу зрительской службы. Такие случаи были и у нас, хотя очень редко.
Еще одной причиной попрощаться со спектаклем может быть уход актеров: кто-то уходит на заслуженный отдых, кто-то уезжает – а наши артисты живут и в России, и в Германии, и в Канаде, кто-то уходит и из профессии. Часть спектаклей при таком раскладе мы восстанавливаем, заменяем актеров – это называется вводом. Но бывают постановки, в которые невозможно ввести другого артиста: такими стали «Деревья умирают стоя» А. Касоны с Нелли Штоколовой или «Две стрелы» А. Володина с Анатолием Григоровым в главных ролях. Когда актеры ушли на пенсию, выяснилось: артистов с такой же харизмой у нас нет. Бывает, нет типажа или важной черты, которая присуща персонажу и которую можно успешно воплотить на сцене.
У нас был замечательный спектакль «Соло для часов с боем» О. Заградника, но ныне покойный Анатолий Григоров ушел на пенсию. Не стало и Анатолия Кочемаскина – и оказалось, что в театральной труппе нет старших артистов, которые сыграли бы всех стариков этой постановки. Это как раз тот случай, когда годы не сыграешь, и грим на помощь не придет. Пришлось проститься с постановкой.
«Соло для часов с боем», О. Заградник, 2008 год
- Какая доля спектаклей снималась с репертуара театра в разные годы – можно ли это посчитать?
- Никаких цифр, определяющих время жизни спектакля, нет. Это стечение обстоятельств, позволяющих либо продлить ему жизнь, либо попрощаться с ним. Здесь не может быть арифметики: мы действительно стараемся поддерживать постоянное число спектаклей в репертуаре, но основательно подумаем, списывать ли какие-то из действующих или нет, когда появятся новые. Безусловно, все это тоже подробно обсуждается на встречах худсовета, исследуются все «за» и «против». В то же время, за историю театра случалось и такое, что некоторые спектакли снимали с репертуара, думаю, поспешно: так было с постановками «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Театральный роман-с» А. Толстого, «Пигмалион» Б. Шоу – они были обожаемы зрителями, на них всегда хорошо ходили, но они в итоге ушли из репертуара.
«Пигмалион», Б. Шоу, 2008 год
- Когда со спектаклем попрощались, куда попадают декорации, костюмы и другие его элементы после снятия с репертуара?
- Все попадает на склады. К примеру, сейчас в театре готовится спектакль «Месяц в деревне» И. Тургенева, а у нас есть списанные классические спектакли, некоторые костюмы из них могут быть подобраны для новой постановки согласно эскизам. Ничего не выбрасывается – только то, что превратилось в рухлядь. Остальное ждет своего часа на складе: и мы видим, как стулья из списанной «Сирены и Виктории» А. Галина обретают вторую жизнь в «Театральном роман-се»... То же самое касается и станков – так называются подиумы – которые служат для одного спектакля, а затем «переезжают» в другие. Все остается при деле.
«Театральный роман-c», А.Н. Толстой, 2009 год
- А при каких условиях спектакль снова может вернуться в репертуар? Были такие случаи?
- Возвращение аутентичного спектакля практически невозможно: нельзя войти в одну и ту же реку во второй раз, но были повторные постановки пьесы. Среди таких – спектакль «Поэма о любви» Г. Мусрепова с новым актерским составом и в постановке нового режиссера. В «Поэме о любви» 1983, 2006 и 2015 годов были заняты разные актеры, но Иван Сергеевич Немцев, к примеру, в этой постановке 1983 и 2006 годов играл Жантыка и в 2015 году – Карабая. Но такие случаи бывают редко. Кроме того, в театре есть понятие капитального возобновления спектакля – часто другим режиссером. Если «Поэма о любви» - это немеркнущая классика, бывает, что спектакли устаревают морально: в них – уже ушедшая действительность. Поэтому нужно искать новые темы, новых авторов и не зацикливаться на прошлом. Да и зачем бесконечно возвращаться к одной и той же пьесе, которую уже видели зрители, когда существует много прекрасных драматургических произведений, которые им еще не знакомы? А у каждого спектакля, как и у живого человека – своя судьба, и она индивидуальна.