27 апреля 2021.
Актриса карагандинского русского драматического театра имени К.С. Станиславского Светлана Федоренко недавно отметила свой юбилей. Ее творческий вечер состоится в это воскресенье, 2 мая, и ознаменуется спектаклем «Два часа счастья» - постановкой, которая оставила особый след в сердце самой актрисы. В своем интервью ekaraganda.kz Светлана рассказала: ее любовь к театру берет начало в детстве и сохраняется до сих пор – в театр она влюблена, и каждая роль становится любимой.
Светлана Федоренко окончила Екатеринбургский государственный театральный институт, а в театре имени К. С. Станиславского служит с 2015 года. Карагандинская публика знает ее по многим ролям – как Галину из спектакля «Два часа счастья» А. Финка, Самиру из «Игры вслепую» в постановке Д. Цветкова, Мисс Нэвилл из «Ночи ошибок» О. Голдсмита, Эбби Адамс из «Знойных мамочек» Д. Кристнера, Ипполиту и Титанию из «Сна в летнюю ночь» У. Шекспира и Джесси из «Девичника» Л. Каннингем. Увидеть Светлану можно и в детских спектаклях: она воплощает на сцене Лису из «Золотого цыпленка» В. Орлова, Синеглазку из «Приключений Незнайки и его друзей» Н. Носова, Мышильду из «Щелкунчика» А. Большаковой и Тигровую Лилию из «Питера Пэна» Дж. Барри.
Любовь к театру у Светланы Федоренко действительно родилась в детстве. В семье три сестры – и старшая, Лена, посещала драмкружок и однажды пригласила младших, Свету и Галю (Галина Турчина), на спектакль «12 месяцев». Этот спектакль девочек поразил: их настолько удивил мир театра, что они влюбились в него – и в руководителя, Ларису Борисовну Борисову.
Детство юной Светы пришлось на конец 70-х и начало 80-х годов: девочка занималась художественной гимнастикой, бальными танцами, пела в школьном хоре, занималась легкой атлетикой в школе – и везде были успехи. В подростковом возрасте будущая актриса вернулась к театру – к Ларисе Борисовне, в образцовый детский театр «Ровесник».
- Светлана, как складывались Ваши дальнейшие отношения с будущей профессией?
- Так получилось, что когда я оканчивала школу, пять человек – которые занимались в театре «Ровесник» - поехали поступать в Москву. Все мы, однако, провалились на экзаменах. В этот же год я отправилась работать и заочно поступила в Карагандинский государственный университет на факультет педагогики и психологии дошкольников. Трудилась воспитателем в детском саду и параллельно обучалась. Потом вышла замуж, родила ребенка – была в декретном отпуске, и однажды в гости пришли театральные друзья: один из них, Владимир Левтеров, тогда работал в ТЮЗе Темиртау, и предложил мне работать в театре. Я сразу же, не задумываясь, ответила, что очень хочу попробовать. Меня пригласили на прослушивание. Я прочла стихотворение, спела песню – меня взяли. В 1999 году я поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт, который окончила с красным дипломом.
Так я попала в ТЮЗ, где проработала 16 лет и сыграла более 50 ролей – среди них было немало главных, получала театральные категории. Высшую категорию получила за роль Памелы в постановке по пьесе Джона Патрика «Дорогая Памела», которую ставил Михаил Долиненко. Мне тогда надо было играть старушку – как сыграть такой возраст и быть органичной? Михаил Михайлович очень помог: возраст, сказал, играть не надо. Памела воплощает образ светлого человека, который остается ребенком на всю жизнь. И вот это состояние нужно было поймать. У меня получилось: я влюбилась в этот образ, работа пошла как по маслу. Спектакль шел с большим успехом, отзывы были очень теплые.
- В русском драматическом театре имени К.С. Станиславского Вы служите в с 2015 года. Какими были первые дни работы, каким стал первый Ваш спектакль здесь?
- Когда руководитель ТЮЗа Темиртау Сергей Павлович Юн был переведен в Караганду – в русский драматический театр имени К.С. Станиславского, мы, несколько актеров, впоследствии отправились за ним. Переход в новый театр – всегда очень сложный момент. Но так сложилось, что у меня этот переход был благополучным и счастливым: нас тепло встретили, я сразу попала в сказку «Золотой цыпленок», где играю Лису.
В тот же год я получила главную роль в спектакле «Два часа счастья» по пьесе Антона Финка, которую поставил режиссер Андрей Кизилов из Государственного академического русского театра драмы имени М. Лермонтова в Алматы. Эту роль я настолько полюбила – а у нас было два совершенно разных состава – что мы счастливы каждый в своей роли до сих пор! Постановка уже несколько лет идет с большим успехом, и с ней же мы выступали на фестивалях.
- Что для Вас театр – сейчас, учитывая нынешний опыт работы?
- Я понимаю, что театр – вся моя жизнь. С детства влюбленность в профессию сохраняется, и это приносит счастье: работа совпадает с хобби.
- Какая роль на данный момент была для Вас самой сложной?
- Самые сложные роли – они и самые любимые. Это уже упомянутая мной Памела из спектакля «Дорогая Памела». Еще работая в ТЮЗе Темиртау, я исполняла главную роль в спектакле «Искушенные» о проблемах наркомании – он был сложен психологически и физически. Но актерская профессия такова, что за сложности мы ее и любим.
Конечно, сложнее играть главные роли: на тебя возлагается куда большая ответственность за удержание зрительского внимания, за выполнение задачи режиссера, за создание интересного образа, который нужно донести до публики.
Так или иначе, я люблю все свои роли – искренне люблю. Даже получая небольшую роль, в процессе репетиций и работы влюбляешься в своего персонажа, он становится твоим вторым «я» - родным, с которым не хочется расставаться. Роль – это как собственный ребенок, о котором ты заботишься.
Немало, тем не менее, особо дорогих для меня ролей в театре Станиславского: это Эбби из «Знойных мамочек», Галина из «Двух часов счастья», Титания из «Сна в летнюю ночь», Джесси из «Девичника», Самира из «Игры вслепую», Мисс Нэвилл из «Ночи ошибок». Всего за время работы здесь я исполнила более 20 ролей.
- Работа меняет человека. Как работа влияет на Ваш характер и поведение?
- Работа в любом случае влияет на жизнь. Считаю, что наша работа делает счастливей: мы стараемся всегда быть в форме, стремимся к новым знаниям, открыты новой информации, наблюдаем за людьми, пополняем копилку образов... Мне кажется, артисты дольше остаются молодыми, что ли – и душой, и внешне, стремясь быть в форме. Душой мы действительно остаемся детьми: важно позволить себе быть ребенком, разбудить фантазию и быть готовым для нового амплуа.
И да, мы действительно учимся у своих персонажей. Возможно, иногда в жизни не хватает терпения, смирения, и если ты встречаешь роль, которая тебя поддержит – в душе переосмысляешь свою ситуацию. И у своих персонажей учусь, прежде всего, самым лучшим качествам.
- Реакция публики в работе на сцене играет далеко не последнюю роль. Насколько важен для Вас отклик зрителей?
- Отклик зрителей очень важен для актера. Наша профессия – публичная, мы очень ранимы. Любые аплодисменты – это бальзам на душу, бесценная плата за работу, и пусть не все артисты обладают высокими зарплатами, нас держит на своем месте любовь публики, ее реакция на наши спектакли, ее отзывы. Мы с удовольствием читаем зрительские отклики на наши постановки. Это благодарность за работу – а она дает стимул и желание развиваться дальше.
- По какому пути сейчас важно двигаться театру – это ли эксперименты, или классика?
- Думаю, в театре должно быть все: и классика, и эксперименты – конечно, последнее в пределах разумного, поскольку порой случаются весьма противоречивые экспериментальные выступления. Но свобода – и режиссерская, и актерская – важна для театра: тогда больше возможность проявить свою индивидуальность. И все это должно гармонично сочетаться, безусловно, поэтому репертуарной политике важно быть сбалансированной. Думаю, в нашем театре этот баланс поддерживается. Я благодарна руководителю театра Дунаю Еспаеву за то, что с нами работают прекрасные режиссеры. Наш коллектив выступает на фестивалях – как по Казахстану и в ближнем зарубежье, так и в дальнем – а ведь в позапрошлом году мы были в Македонии. Театр развивается – а это тоже приносит счастье. Кроме того, у нас появилось много новых постановок, которые в связи с пандемией заждались публику. Мы очень любим и ждем наших зрителей.
Творческий вечер в честь юбилея Светланы Федоренко ознаменуется спектаклем «Два часа счастья» - история эта начинается с полета свадебного букета. В ней тоже есть белое платье, свадебный стол, приглашенные гости, но нет очень важной детали – жениха. И вот уже выброшен с балкона не пригодившийся для ЗАГСа букет, оплакан вероломный побег коварного Геннадия – но скоро придут гости, и обманутой Галине все кажется, как они злорадно обсуждают ее беду. На помощь готова прийти энергичная подруга – срочно найти дублера на роль жениха, чтобы торжество прошло, как положено, а там как пойдет... Таков сюжет постановки, начало которой назначено на 17.00.