Премьера пьесы-репортажа «Где? В Караганде!» Владимира Рыжкова состоялась в Государственном русском драматическом театре им. К.С. Станиславского в минувшие выходные.
В год 80-летия Карагандинской области региону и театру повезло. Мало какой город в Казахстане может похвастать пьесой о его истории, написанной современным, неравнодушным автором - притом автором своим, знающим и любящим Караганду и карагандинцев. Такова пьеса главного редактора газеты «Индустриальная Караганда», председателя областного филиала Союза журналистов Казахстана Владимира Рыжкова. Известный журналист, отмеченный многими государственными наградами и профессиональными премиями, уже успел заявить себя как литератор. В прошлом году вышла в свет его книга документальной прозы «От вашего собкора», тепло встреченная коллегами по перу.
И эта премьера собрала необычный зал - ветераны, руководители различных структур, журналисты давно ожидали ее. Несмотря на сложность пьесы для постановки в итоге получилось цельное произведение. Во многом это заслуга режиссера Андрея Кизилова. Постановщик хорошо известен казахстанцам по многолетней плодотворной работе в театре им. М. Лермонтова в Алматы и театре им. М. Горького в Астане. Карагандинцы знают Кизилова по спектаклям «Смешные деньги» Р. Куни, «Мандат» Н. Эрдмана, «Трам-тарарам» М. Камолетти, поставленным в нашем театре. Стоит отметить и талантливую работу художника-постановщика Игоря Баграмова.
Журналисты всегда находятся в гуще событий. «Гуща» же этого спектакля достигает невероятной концентрации. Молодой, ершистый и любопытный главный герой Андрей Байжанов (Антон Звонов), словно бы ведомый нитью Ариадны, если хотите, судьбой, все глубже погружается в суть происходящего. Слой за слоем он снимает всё поверхностное, чтобы добраться до самого нутра. Контраст между фальшивой плакатной оболочкой и трагическими глубинами истории и характеров настолько резок, что от неизбежных вопросов уже не отмахнуться. Вопрос выбора касается самого дорогого, глубоко личного - любви, профессии, жизненных принципов.
Повод для командировки почти анекдотический - взять интервью у говорящего слона. Вместо этого в областной газете появляется заметка о безобразном поведении певца Мурова. Звездный дебошир в кабинете секретаря обкома партии уже членоразделен и грозен, он потрясает крамольной газетой и требует возмездия. Но гроза минует «виновников» - автора материала и заместителя главного редактора. Несмотря на то, что «Опасные гастроли» - единственный печатный итог командировки молодого столичного репортера, последствия его карагандинского визита сокрушительны - «беседа» в кабинете всемогущего КГБ, высылка из города, увольнение из газеты.
Это внешние итоги. О внутренних вопросах уже было сказано. Ведомый профессиональным любопытством, главный герой встречается со множеством людей и прилежно записывает беседы с ними. Они не увидят свет в конце 70-х, когда происходит действие пьесы, - из нашего сегодня мы это знаем.
Картины и действия стремительно сменяют друг друга, актерам трудно раскрыться в небольших эпизодах. Тем не менее можно отметить ряд хороших работ - у Надежды Вебер, Оксаны Игнатенко, Артема Жангирова. Пересекать пространство помогает удачная сценографическая находка - что-то вроде огромного развернутого журналистского блокнота, одновременно напоминающего стенды, где на всеобщее обозрение вывешивали свежие номера газет.
Листается блокнот, во вспышке света (хочется написать - в фотовспышке) возникают действующие лица новых сцен. Листается история, пишется правда. И пусть эти интервью не увидят свет, но этот свет они прольют, и, возможно, кто-то из зала задастся теми же вечными вопросами. Во всяком случае, урок истории Караганды на языке театра для многих, особенно молодых, зрителей стал откровением.
А у театра появилась своя визитная карточка. Хотелось бы, чтобы этот спектакль объездил с гастролями не только нашу область. И о Караганде знали не только по увековеченной в памятнике фразе.
Фото Линара ГАЛИМОВА
Автор: Ольга МООС