Драматург и журналист Рыжков: свобода слова — это поиск золотой середины

КАРАГАНДА, 18 апр — ИА Новости-Казахстан. Свободы слова в чистом виде нет и быть не может, но есть ответственность журналиста за сказанное и сделанное, считает журналист, а с недавних пор и драматург Владимир Рыжков.

Все тонкости журналистского ремесла, в том числе и понятие «свобода слова», журналист Владимир Рыжков прочувствовал, как говорится, на собственной шкуре. Взгляд на, казалось бы, самую свободную профессию в мире главный герой написанной им пьесы изменил всего за неделю пребывания в Караганде.

 

 

«Мы жили под мелодии «Битлз» и песни Владимира Высоцкого. В ту пору я только окончил факультет журналистики КазГУ и меня взяли корреспондентом республиканской молодежной газеты «Ленинская смена», — так начинается театральная повесть из нескольких десятков сменяющих друг друга эпизодов.

 

Действие разворачивается осенью 1979 года. Молодой журналист из советской Алма-Аты отправляется в командировку за сенсационным репортажем. Информационный повод куда более чем значительный — слон Батыр из карагандинского зоопарка, ставший известным на весь мир, заговорил по-человечески! За этой сенсацией герой пьесы, корреспондент «Ленинской смены» Андрей Байжанов и приезжает в шахтерскую столицу.

 

Буквально с порога гостиницы молодой человек попадает в гущу событий. В то время в Караганду с концертом прибыл известный певец Михаил Муромов, который успел за несколько дней в шахтерской столице запятнать свою репутацию «алкогольным» скандалом. Естественно, амбициозный молодой журналист, усмотрев в этом настоящую сенсацию, поспешил написать заметку в газету. И… резкая смена декораций — жалоба на столичного журналиста за антисоветский взгляд в обком Компартии.

 

 

ИА Новости-Казахстан, Асем Миржекеева Пьеса В.Рыжкова «Где? В Караганде?»

«Большая часть событий, показанных в пьесе, реальные. Со многим я столкнулся сам, когда стал работать на ниве карагандинской журналистики. И эта история с певцом Муромовым произошла именно со мной. Тогда меня впервые вызвали в кабинет обкома Компартии для беседы, все журналисты в то время были партийными», — рассказал ИА Новости-Казахстан автор пьесы.

 

По оригинальной задумке режиссера, на сцене русского драматическом театра Дружбы народов имени К.Станиславского установлена декорация в виде блокнота, в котором главный герой делает свои заметки. С каждой перелистанной страницей зритель переносится в эпоху «кухонных разговоров», где в воздухе витает сладковатое «предчувствие свободы».

 

 

ИА Новости-Казахстан, Асем Миржекеева Пьеса В.Рыжкова «Где? В Караганде?»

Круговорот событий переворачивает еще неокрепшее мировоззрение журналиста Андрея Байжанова. Страница за страницей переносит зрителя в поселок Долинка, что в 30 километрах от Караганды. Суровая местность помнит и сегодня сломанные судьбы узников Карлага.

 

«Мамочкино кладбище» — это вечный траур по тысячам детей, которых отняли от груди матерей, ставших «врагами народа». К братским могилам в Спасске лишь иногда приходят случайные путники, чтобы ударить в колокол и помянуть, тех чьи имена история стерла. Затем герой попадает в город металлургов Темиртау, переживший в ту пору мятеж строителей, безвинный расстрел и забвение.

 

Но самое важное, что писать о том, что увидел и услышал от местных жителей герою пьесы категорически нельзя!

В одном из эпизодов молодого мужчину вызывают в суровые декорации кабинета КГБ, где четко выставили «красные флажки», за которые заходить опасно для жизни. Даже сейчас, спустя почти сорок лет, эти страницы из жизни Караганды и карагандинцев остаются под покровом тайны и тянут за собой шлейф неопубликованных статей.

 

«Эта пьеса о людях, которые волей судьбы приехали сюда. Караганда – это город с особой аурой. Нигде не было собрано столько несчастных и счастливых людей, причем многие из них — великие, которые проявили себя в различных ипостасях. И тех, кто впервые прибыл в Караганду, некоторое время пугает история города. Также и с героем пьесы. Он, действительно молодой повеса, только начинающий журналистскую карьеру.

 

Я через все это сам проходил, так на самом деле все и было. Жизнь для моего героя  была прекрасной, но город показал ему и другую сторону. Он даже не думал, что могут быть такие драмы, не знал, что были такие события. И это оказало на молодого человека очень сильное воздействие», — рассказывает автор.

 

Со сцены четко ощущается отношение героя пьесы Андрея Байжанова к Караганде. Первые часы пребывания – острое чувство периферийности, через неделю – неизбежный выбор. Ему пришлось выбирать – тихая жизнь в столице, газетный материал под диктовку партийных работников, или свободная жизнь в городе, где чувством свободы пропитан воздух, а люди, пережившие голод, холод, репрессии, примут и обогреют любого. Пьеса-репортаж от карагандинского корифея журналистики и теперь уже драматурга, позволила каждому зрителю увидеть себя, историю своей семьи.

Драматург надеется, что пьеса «Где? В Караганде?» может стать интересной самой искушенной театральной публике.

 

«Пьеса будет интересная многим. Раньше мы с гордостью говорили: «Я — карагандинец!». Сегодня пошла такая тенденция после некоторых событий в нашей области: мол, плетется где-то, сдала свои позиции. Но все в нашей жизни временно. Караганда будет еще греметь и нужно понимать, что город, где живет особый народ, не может быть слабаком. Народ тут сильный. И потом, не секрет, что выходца из угольной столицы сегодня можно встретить в любом уголке земли. И мы, карагандинцы, всегда друг друга узнаем», — уверен Владимир Рыжков.

 

После премьеры у карагандинских журналистов возник только один вопрос: а есть ли она — свобода слова?

«Журналистика – это не профессия, а состояние души. Это когда ты садишься за чистый лист и тебе есть что сказать. Свобода слова?— Не надо заблуждаться. Нет ее ни у нас, ни на западе. И мы, и они — зависим от тех, кто заказывает музыку.

 

Каждая свобода относительна.  Хороший журналист ищет золотую середину. И может свобода слова и есть поиск этой золотой середины», — считает  Владимир Рыжков.

 

Источникnewskaz.ru

1 533

Полезные ресурсы