Две разные женские натуры, строгая и мягкая, порой могут и повздорить. Но «Маленькая камерная пьеса», премьера которой состоялась в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, не только об этом.
Постановку по Бригитте Швайгер, обеспечившую успех артистам Театра им. К.С. Станиславского на фестивале «Мост дружбы» в Йошкар-Оле, карагандинцы ждали с нетерпением. Формат пьесы пришелся зрителю по душе. Забегая вперед, отмечу, что театр настроен продолжать такие эксперименты.
Сюжет спектакля развивается в женском туалете роскошного ресторана. Туалет платный, и когда в него спускается дама из высшего общества, забыв деньги, уборщица пользуется положением. На сцене, надо сказать, находятся несколько десятков зрителей: они и актеры - участники и свидетели одного акта.
«Маленькую камерную пьесу», написанную в 1977 году, поставила главный режиссер театра Александра Большакова. Она же исполнила и роль уборщицы.
- Мы хотели применить камерный формат по отношению к зрителю: он вместе с нами находится в своеобразном «аквариуме», - рассуждает режиссер. - Публика поглощает все: свет, звук, атмосферу, эмоцию, вовлекаясь в спектакль. Да и потом, главная тема близка почти каждому из нас - бывает, мы отмахиваемся, как от мухи, от маленьких людей. Здесь героини двух разных слоев общества - в замкнутом пространстве, и у них есть возможность поговорить обо всем, чего мы не замечаем.
И они говорят. Дама и уборщица, сначала резкие и холодные по отношению друг к другу, обсуждают все - от истребления животных ради меха до умения понимать себя. Жизненный юмор и остроумные шутки, добрая ирония и правдивый сарказм придают спектаклю очаровательную живость.
Пьеса, надо сказать, актуальна и сегодня: одни живут красиво, другие вынуждены мыть пол и подметать дворы. По сути, конфликт постановки может возникнуть в любом месте в любое время. Исполнительница роскошной дамы Галина Турчина поняла это еще в Йошкар-Оле:
- Я поднималась в свой номер в гостинице, и уборщица обратилась ко мне: «Здравствуйте!» Я прошла мимо и проронила то же самое в ответ, даже не взглянув на нее... Меня осенило: вот он конфликт, который мы играем!
Тема глубоко заинтересовала Александру Большакову и Галину Турчину, и чем дальше они углублялись в репетиции (на подготовку пьесы для театрального фестиваля ушло три недели), тем больше понимали, насколько подобный инцидент может еще и сблизить людей.
Контакт зрителя и актера - далеко не единственное преимущество камерной постановки. Внимания заслуживает и музыкальное оформление: страстная музыка тонко характеризует личность уборщицы, старательной и трудолюбивой, что-то тихо напевающей самой себе, при этом пламенной и грациозной. Персонаж Галины Турчиной, женщина поначалу надменная и холодная, раскрывается в собственной исповеди под лирическую мелодию.
«Маленькая камерная пьеса» - многослойна: с одной стороны, можно расценить ее как представление этапов женской дружбы, которая все же есть, вопреки известному утверждению. И на сцене мы видим не только двух совершенно разных женщин, но будто властную Афродиту и чувственную Психею, созданий абсолютно разных темпераментов, призванных ужиться в природном балансе. Возможно, это и столкновение женского и мужского начал в разуме прекрасных дам. Все это увлекает, и кажется, что время в спектакле летит слишком быстро. На первом плане этой истории - неловкая ситуация, на втором - отчаянный призыв увидеть друг друга, не прятаться за маски, быть собой.
Играть перед карагандинским зрителем, призналась Галина Турчина, было волнительно. В Йошкар-Оле действие разыгрывалось на специальной камерной сцене, где зритель оставался будто вне ее. Здесь же публика - в двух метрах от актеров и вокруг них, что обязательно надо учитывать, будучи максимально естественным в своей игре, отметила актриса.
Камерные пьесы в мировой практике ставят уже полвека. Их играют на крышах и площадях, со светом и без, один актер исполняет полсотни персонажей, перевоплощаясь здесь и сейчас, - весь мир ищет новые формы. Камерные спектакли идут в театрах параллельно с традиционными. Зрителям в таком случае рекомендуют брать с собой сменную обувь или бахилы.
Вопрос, однако, в том, готовы ли к спектаклю малой формы, требующему душевных затрат не только от актера, но и от публики, наши зрители? Уже по успеху «Маленькой камерной пьесы» можно судить, что такой формат примут.
Фото Линара ГАЛИМОВА