О заговоре чиновников рассказали в Караганде
«У них там своя шайка-лейка»
Антикоррупционную пьесу с мистическим уклоном представил карагандинский театр имени Станиславского. Для изобличения взяточничества взяли лучший образец жанра – комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — и приправили ее сценографическими аллюзиями на тему антихриста и всемирного заговора.Когда открывается занавес, зритель видит симметричную сцену, повторяющую композицию знаменитой росписи «Тайная вечеря», но с некоторыми кардинальными отличиями. Вместо светлых апостолов и Учителя за столом сидят фигуры в черных плащах, лица их скрываются под низко опущенными капюшонами. В центре, там, где в оригинале изображен Спаситель, находится городничий. Он ведет закрытое собрание секретной организации, члены которой – чиновники — по видимому только что провели некий ритуал, суть которого не раскрывается для непосвященных. Но действие пьесы продолжается – и прежде чем начинает развертываться основная интрига, чиновники сдергивают свои плащи и поспешно прячут их. Религиозно-мистическую тематику продолжает висящая сверху конструкция, закрученная в виде перевернутого церковного купола. С первых минут залу предлагается весьма четкий посыл: речь пойдет не столько о бюрократах-мздоимцах, сколько о человеческой природе, склонной каждый раз выбирать тьму и извращать суть божественного. По ходу пьесы сцену многократно заволакивает туман из дым-машины. Некоторые места – воплощенный бред. Хлестаков, собирая откаты от местной верхушки, погружается в кошмар, в котором из гробов-сундуков выскакивают голосящие химеры со свечками – обиженные и обобранные начальством провинциальные жители. Они тоже суют «ревизору» деньги. Главному герою даже становится тяжело. Он вскрикивает. А виноваты опять же коварные чиновники, которые придумали подключить проверяющего к к капельнице с мадерой, уложить его в гигантский гамак, убаюкать совместными колыбельными. Весь уездный город участвует в этой фантасмагории.И лишь один персонаж остается незапятнанным. Это дочка городничего. Вся в белом, она с независимым видом расхаживает между лебезящими чиновниками, усмехается, наблюдая за проделками Хлестакова. А когда туман рассеивается, обман раскрывается, а коррупционеры хватаются за головы, начинает с ликованием кружиться в свободном танце – под церковным куполом, который вдруг переворачивается и принимает свое естественное положение – шпилем в небо.https://www.youtube.com/watch?v=ScyizeWWjBI&feature=youtu.beИнтересно, что режиссер Станислав Васильев о мистическом подтексте постановки говорит неохотно.
— При чем здесь все-таки «Тайная вечеря»? – поинтересовался у Станислава Анатольевича nv.kz.
— Не знаю. Видел картинку, которая мне понравилась, и подумал: было бы хорошо выстроить историю ревизора в этом интерьере.
— А зачем ввели черные плащи?
— Не знаю, это просто балахоны. Но если сверху посмотреть на чиновников, такое ощущение, что кто-то ими манипулирует. Хотя, на самом деле, пьеса не про чиновников, а про человека, который становится чиновником, получает власть – и она меняет его сущность. Каждый, кто становится чиновником, превращается в другого человека. Чиновники – это иная нация. Они уже не видят свой народ, у них своя шайка-лейка. Они одержимые. Если ты в этой шайке находишься и не воруешь, ты вообще белая ворона. Но самое главное – это история про нас. Мы идем в школу – знаем, сколько дать, идем в больницу — знаем, сколько дать. Мы же участвует, мы содействуем! Мы сами приучаем к этому чиновников, а потом ругаем их. Думаю, «Ревизор» больше о человеческой природе, о слабости, об искушении.
26 апреля 2017 года.
Автор: Анастасия Машнина