Во время спектакля «Стена живых» в Театре им. К.С. Станиславского в голове то и дело возникают неудобные, на первый взгляд, экзистенциальные вопросы: «Что останется после нас? Как мы уйдем из этого мира?». А сразу после постановки хочется позвонить родным, чтобы просто сказать о том, как они дороги.
Пьеса молодой московской поэтессы Даны Сидерос «Стена живых» - ее дебют в драматургии, который еще не нашел сценического воплощения и в Караганде ставится впервые. В 2014 году произведение вошло в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Драматургия», в 2016-м стало лауреатом конкурса новой драматургии «Ремарка». Сама Дана как-то призналась, что быть драматургом не планировала: есть, говорила, вещи, которые «не влезают в стихи», вот и получаются пьесы.
Речь в «Стене живых» идет о семье. Главные герои - брат с сестрой Ксюша и Антон (Анна Суханова и Антон Звонов) еще молоды: узы брака для них еще впереди, но на их попечении оказывается 84-летняя бабушка. С памятью у Таисии Ивановны (Людмила Пекушева) случаются сбои: сегодняшнее забывается, прошлое видится настоящим, и внукам приходится трудно. Можно отмахнуться от этих миражей - собственно, многие так и сделали бы, но внуки выбирают другой путь, решившись на весьма необычную и трогательную авантюру. И пусть они не говорят слов любви ежеминутно, но движет ими именно это чувство.
В качестве режиссера-постановщика «Стены живых» в театре им. К.С. Станиславского выступил российский режиссер Станислав Васильев, который жанр пьесы определил как сцены из современной жизни.
- Современному человеку нужно успеть многое: к примеру, построить карьеру, - поделился рассуждениями Станислав Анатольевич. - Проблема Таисии Ивановны, возможно, в том, что когда-то она недодала материнской любви своим детям. Ее главное и единственное желание теперь - воссоединить семью, простить и быть прощенной, ведь она понимает, что ей осталось недолго.
Самое дорогое, что мы можем дать родным, - не деньги, не машины и квартиры: это наше время, которое мы можем им посвятить. И об этом тоже идет речь в «Стене живых». К этой постановке нужно быть готовым ее принять.
В спектакле особенно остро происходящее с бабушкой воспринимает Ксюша. Она девушка суровая в отличие от брата, но ее резкая реакция - своего рода защита, и Ксюша упорно ищет ответы на вопросы, заданные ей жизнью. И, конечно, урок этот коснется всех - и Ксюши с Антоном, и их сестры Леры (Марина Марычева), и подруг Таисии Фаи и Раи (Тэльма Федоренко и Ирина Городкова).
Немаловажную роль в постановке сыграет кафе с той самой стеной портретов живых и покойных актеров, где герои соберутся дважды. Здесь интересным режиссерским решением стало расположение портретов живых ближе к зрителям, ушедших - в глубине сцены, подернутой мистической дымкой. И музыка в спектакле дополняет эту атмосферу: песни здесь - тягучие и печальные по настроению. Однако легкая музыкальная тема Таисии звучит колокольчиками, отчего сама героиня видится еще более трогательной. Во всей этой маленькой вселенной складывается история сначала о нежелании видеть, принимать старость и то, что каждый из нас имеет свой конец, а потом - о смирении. Но все же жизнь продолжается.
В «Стене живых» ощущается и то вечное, которое не должно быть растоптано цивилизацией: духовность, позволяющая людям не забывать, что они люди. Эта семейная история в то же время отражает известную истину: если с родными случается беда, каждый показывает, чего он стоит как человек.
Автор: Анна СТРОКОВА
Фото: Дмитрия КУЗМИЧЕВА