В детстве он мечтал стать или геологом, или археологом. Но мечта о кино заслонила все эти пути. Как только Иван Немцев начал зарабатывать, он стал выписывать все, что издавалось в стране и за рубежом о театре и кино. Иностранные издания пытался даже читать. Впрочем, и без знания языка он знал и понимал о кино все.
Актер и дворник
Кино в его жизни так и не сбылось. Зато в честь 70-летия Немцева театр имени Станиславского ставит «Не все коту масленица», где юбиляр исполнит роль купца Аахова. Он выбрал ее сам.
– Ухватился – пьеса хорошая. Это четвертая пьеса Островского в репертуаре нашего театра имени Станиславского, – объясняет Иван Немцев. – И как она сейчас актуальна! В театре Моссовета Аахова играет Стеблов, в других театрах Хлевинский играет, Райкин, Костолевский. Роль такая бенефисная для актера. Ваня порекомендовал «VIP-палату» Коровкина, но я отказался. Не хочу играть олигарха, который лечит геморрой.
Как известно всем театралам, Ваня – это сын Ивана Сергеевича. Сейчас он режиссер в академическом театре Йошкар-Олы. А начинал в нашем русском драматическом и тогда получил к своей фамилии почетную приставку «младший».
Немцев-младший ставил спектакли в том числе и на своих родителей. Возможно, все начиналось с бурных домашних споров между двумя актерами, мужем и женой – Иваном Немцевым и Ириной Городковой.
– Я никогда не любил играть с женой в одном спектакле, потому что ответственности больше, – признается юбиляр. – Если подвел партнершу или она тебя подвела – извинились друг перед другом, и все. А тут сразу вспыхивает война: «Ты что мне сказала? Я тебе все сказала! А это ты мне сказала? Да. А я где был?» И все заканчивается тем, что мы всю сцену проигрываем заново.
– А дети-то смотрят...
– У Ванечки тяга к театру началась со школы. Во дворе он ставил какие-то сценки, сам играл, режиссировал. Костюмы у нас не просил – договаривался с музкомедией. Дочь тоже хотела поступить на режиссуру. Но я сделал все, чтобы она не поступила.
– Почему?
– Женщина в театре – это трудно. Возьмите наш театр: нас, мужиков, десять, а их двадцать. И сидят ведь годами. Когда актер сидит, он молчит. А женщинам сложно, от этого у них характер портится. Все ноют: дайте играть.
Я говорю – найдите такого дворника, который за те же деньги стал бы убирать еще один участок. А у актеров так: за самую маленькую зарплату мы готовы играть самые большие роли.
Не тот профиль
Когда Иван Немцев учился в седьмом классе, с одноклассниками бегал в кино. В тот день билетов в кино уже не осталось, и мальчишки заглянули в драмтеатр, благо в родном Немцеву Ачинске храмы этих искусств стоят рядом, буквой «Т». Сели на балконе, стали шуметь. В зале шел кастинг на роль пацана в спектакле «Барабанщица». Семиклассникам сделали замечание. Немцев заметил: «Подумаешь, что тут играть?!» Ему ответили: ну вот и сыграй! Сыграл. И его взяли на эту роль.
Стоит заметить, что и в дальнейшем Ивана Немцева брали во все студии и вузы с первого раза. «Я вел себя нахально. Точнее, придя на экзамен, знал, что меня не возьмут, и это снимало все зажимы», –
делится секретом мой собеседник.
Он поступил в студию при «МХАТе» – так, любя, называли между собой «маленький хорошенький Ачинский театр». Не раз хотел поступать в творческие вузы, но руководство театров отговаривало: «зачем тебе это надо, ты уже тарифицированный, твое имя на афише». И главный режиссер театра имени Станиславского Генрих Оганесян отпустил на экзамены с трудом.
– Поступил в Екатеринбургский институт искусств с первого раза. Окончил, потом после школы сын поступил туда же, окончил параллельно и режиссуру. И потом поехала Ира. Так что у нас вся семья «Екб»...
Хотел поступить во ВГИК, но у меня лицо асимметричное. Левый профиль выглядит совсем иначе, чем правый. Это не только моя беда. Помню, Ахеджакова и Фрейндлих в интервью признались: договаривались специально, какими сторонами им выгоднее поворачиваться к камере на съемках «Служебного романа».
Курс был Бондарчука. Сергей Федорович хотел взять Немцева, но Ирина Константиновна Скобцева была против.
Искусство в массы
С будущей женой Ириной Городковой Иван Немцев познакомился на гастролях.
Поездить ему довелось много. С тех пор как узнал, что такое Московская актерская биржа. Так в театральных кругах называли консультационный пункт, куда съезжались актеры из всего Советского Союза.
– Приехал актер, устроился в тот или иной театр, получил на месте подъемные. Их нужно отрабатывать 11 месяцев. Отработал, если холостой, опять поехал на биржу. Так актеры меняли города и театры.
Ачинский театр, хоть и городской, ставил не шесть спектаклей в год, как у нас в Станиславского, а до четырнадцати. Объезжали села с каждой премьерой, за лето по 65–70 спектаклей давали в Кемеровской области и Красноярском крае.
– Была пьеса «Моя теща», там четыре человека заняты. И у нас было три состава, и все выезжали в разные стороны. На гастролях 12 человек, остальные в городе репетировали.
– А мы-то уверены, что клоны появились только в эпоху «Ласкового мая»!
– Что вы! В маленьком автобусе Горьковского автозавода убирали последний ряд и складывали декорации. Ящик с костюмами трансформировался в диван, стол тоже разбирался, брали с собой раскладушки, смену белья – ночевали-то больше не в гостиницах, а прямо в клубах.
Все меняется
– Иван Сергеевич, Немцев-младший показывает вам свои постановки? Замечания делаете?
– Конечно, Ваня привозит диски, присылает записи по интернету. Замечания я делаю острожно, а вот Городкова... та не стесняется. Я знаю, что такое творческий человек и как можно больно ранить.
– Но ведь и он делал вам замечания, когда ставил спектакли в Караганде?
– Это был трудный период. Если он к другим относился бережно, нас в хвост и в гриву трепал... Понимаете, каждый актер в себе режиссер: читаешь пьессу, уже ее проигрываешь. Вот и мы какие-то вещи ему подсказывали, каким-то сопротивлялись. А он упрекал: что, дома не могли сказать?
– Есть у вас любимые роли?
– Люблю Шишлова в «Молве», Левшу в «Русском секрете», где приходилось и петь, и танцевать, Петра во «Власти тьмы». Дважды мне довелось играть в «Поэме о любви» – сначала Жантыка, потом Карабая. В «Театральном романсе» люблю Яблокова. Жаль, что спектакль ушел из репертуара. Но время уходит, актеры меняются и внешне, и внутренне.
Ольга МООС