...А получасом ранее по красной дорожке артисты театра торжественно возложили цветы к памятнику Константину Сергеевичу Станиславскому - это почетное право предоставили актрисе Тэльме Федоренко.
- Думаю, сезон удался: поставлены замечательные спектакли, позади гастроли в отдаленных районах нашей области, - отметил руководитель театра Дунай Еспаев. - Впереди большие планы: продолжать традиции репертуарной политики, делать ставку на русскую классику. В новом сезоне мы встретимся с произведениями западной и европейской драматургии, будем организовывать встречи с артистами, поэтические вечера и вечера романсов, ведь театр - это не только спектакли, но и живое общение.
Этот сезон стал плодотворным для Театра им. К.С. Станиславского: для взрослой аудитории поставили спектакли «Ночь ошибок» О. Голдсмита, «Игра вслепую» Д. Цветкова, «Маленькая камерная пьеса» Б. Швайгер, «Ревизор» Н. Гоголя, «Стена живых» Д. Сидерос, «Не все коту масленица» А. Островского. Юные зрители посмотрели «Огниво» А. Эриксона, «Щелкунчика» А. Большаковой, «Хитрый урок» М. Кученкова. «Маленькая камерная пьеса» получила диплом «В поиске новой формы» на международном фестивале «Мост дружбы-2016» в Йошкар-Оле.
Тем временем торжество продолжилось в зрительном зале, где состоялся премьерный показ спектакля «Не все коту масленица», и дело было не только в закрытии сезона: свое 70-летие и 55-летие творческой деятельности в этом году празднует ведущий актер театра Иван Немцев. Иван Сергеевич на сцене с 1962 года, за его плечами - работа в театрах Мичуринска, Шадринска, Петропавловска, Благовещенска, а с 1980 года он служит в Театре им. К.С. Станиславского. Немцев создал десятки образов, в том числе такие значительные, как Петр во «Власти тьмы» Л. Толстого, Митя Веслухин в комедии «Любовь и голуби» В. Гуркина, Жантык в «Поэме о любви» Г. Мусрепова. Сейчас он воплощает образы сеньора Бальбоа в «Деревья умирают стоя» А. Касоны, Ральфа Остина из «Эти свободные бабочки» Л. Герша, Карабая из «Поэмы о любви». В «Не все коту масленица» он играет купца Ахова.
Киносцены из московской жизни - именно так обозначила жанр режиссер постановки Александра Большакова. На дворе XXI век, а миром, как и полтора столетия назад, правят деньги и любовь. И живет «Не все коту масленица» на сценах и экранах, получая новые воплощения. На такую съемку и приглашает зрителей режиссер. По словам Александры Владимировны, такую форму подачи она рано или поздно воплотила бы, поскольку сама является еще и актрисой театра и кино.
- Островского не хочется делать «в джинсах», осовременивать - рука не поднимается, - призналась Большакова. - Но мы искали для этой истории интересную «оправу» - тогда-то идея о съемках и пришла. Поэтому зрители словно находятся на съемочной площадке, где все развивается живо и динамично, а перед публикой разворачивается еще одна сюжетная линия.
К слову, «погружения» в Островского и «выходы» из него происходят легко и основному действию не вредят. На современной съемочной площадке «Не все коту масленица» - свои «скандалы, интриги, расследования», есть здесь и свой Казанова - кто именно, выяснится не сразу, и это будет далеко не единственным сюрпризом спектакля.
А бесприданнице Агнии (Нина Круцевич, Александра Мартинс) и жить хочется богато, и любить жениха - их у нее даже два: купец Ахов - миллионщик, что стар и грозен, и его приказчик Ипполит (Павел Авдюков), что молод и пригож, но беден и безответен перед самодурством дяденьки. Что лучше, знает мать Агнии Дарья Федосеевна Круглова (Ирина Егорова), испытавшая на себе жизнь за недобрым мужем. Благодаря ее мудрости история заканчивается хэппи-эндом. Действие, как и в оригинале, разворачивается в домах Кругловых и Ахова, интерьеры которых, опять же, отражают характеры своих хозяев. В этом - заслуга художника-постановщика Елены Ким.
Двадцатилетняя Агния, на которую кладет глаз Ахов, годящийся ей в отцы, получилась чувственной и хрупкой, но, как и задумывал автор, уважающей прямоту и честность. В девушку влюблен стеснительный и робкий Ипполит - их совместные сцены очень трогательны, и они были бы идеальной парой, будь юноша более решительным.
Власть и деньги портят людей - в этом в очередной раз можно убедиться, глядя на Ахова в блестящем исполнении Ивана Немцева. Гордый и важный, он умело флиртует с Агнией и сначала производит впечатление человека обаятельного. Но властный купец чересчур уверен в своей исключительности и думает, что ему все позволено. Что получается в итоге? Один сын сбежал, другой запил, жена с ним всю жизнь страдала.
К сожалению, таких «папиков» немало, и в пору бы ставить их на место - что, собственно, и делают персонажи постановки. Актуальна «Не все коту масленица» и потому, что типаж Агнии среди женщин тоже имеет место. Сейчас говорят: «С милым рай и в шалаше», но добавляют - «если милый атташе». Режиссер постановки Александра Большакова с этим выражением не согласна:
- К чувствам и любви отношусь по-старому: любовь должна быть обязательно, - поделилась она. - Но Агния - это я, это вы, это любая девушка на улице. Мы стоим перед выбором. Важно, чего хочет сама женщина. Агния выбирает любовь, а не деньги. Но к этому выбору она пришла сама и не без ошибок.
Автор: Анна СТРОКОВА
Фото Линара ГАЛИМОВА