И его, и сам спектакль по пьесе Нила Саймона «Дураки» мы увидим только в январе. А пока приглашенный постановщик Микаил Микаилов ведет читку пьессы и начинает репетиции.

tanecdurakov1

 

– Эта пьеса позволяет познакомиться с труппой, – объясняет свой выбор режиссер. – Ее автор Нил Саймон – знаменитый драматург, легенда мировой драматургии и кино. Вуди Аллен работал у него, так что вышел практически из его «шинели».
Признанный покоритель Бродвея, тем не менее, написал «Дураков» для того, чтобы удивить зрителя новой формой, непривычной драматургией. По мнению Микаила, это дань американца русской литературе. И притом без привычного нам чисто американского взгляда на то, что «умом Россию не понять».
– Я вижу здесь влияние Гоголя, ощущаю город Глупов Салтыкова-Щедрина. По фабуле в деревню Куличевку приезжает учитель из Москвы. Москва реальна, а деревня на самом деле не существует. Что это за фантастический мир? В этом утопическом месте люди живут под неким проклятием, которое делает их дураками, – рассуждает Микаилов. 
Важный нюанс, и без него «Дураки» были бы пустой сказкой – как создаются некие закрытые общества и даже целые страны. 
– Там живут некими правилами, и эти правила действуют на саму личность. Человек становится очень зависимым, появляется рабская психология. Если вспомнить «Дракон» Шварца, самое страшное там, что люди сами хотели этого дракона. В пьесе Саймона ужас в том, что проклятия никакого и нет. А люди столько веков под ним живут. Он, заставил, их ограничить себя внутренне, – продолжает режиссер. – При том, что они очень талантливые, умные, уверены, что дураки.
Это актуально на сегодня, когда человек сам себя выставляет дураком из-за страха перед чем-то высоким. Или, как в «Ревизоре» – не перед высшими силами, а перед вышестоящими людьми. Страх и предрассудки заставляют человека закрыться, парализуют его. Это присутствует и по сей день у кого-то в меньшей степени, у кого-то в большей. Мне кажется, сейчас человек не должен винить систему вне себя, которая сделала его такой. А винить то проклятие, которое создал у себя внутри, запрограммировал себя. 
Главное в мире дураков, который будет создан на сцене театра имени Станиславского – они все добрые. Что же станется, когда они избавятся от своего проклятия? Никто не знает.
Микаилов определил жанр спектакля как «аттракцион в двух сеансах», подчеркивая этим налет инфантильности, розовые очки и балаганные краски. Между тем это все же проклятый аттракцион.
– Вроде бы они должны веселиться и дурачиться, а они крайне серьезны. У меня такое ощущение, что каждый день у них повторяется: пастух постоянно ищет своих овец, и сколько уже поколений подряд? Там масса запретов быть веселыми, и они осознают, что многого не могут, – сочувствует героям постановщик.
Что касается царских времен, избранных драматургом для времени действия, Микаилов решил не делать акцент на этом. Для него это скорее момент перехода из советского бытия в рыночное. Во всяком случае, учитель приходит точно из времени капитализма. Переход совершился, но все ли изменилось? Все к лучшему или это просто новый, продвинутый уровень старой игры, мира дураков, где все намного сложнее.
 – Я думаю, Микаил даст новый заряд нашим артистам, – надеется директор театра Дунай Еспаев. – Во всяком случае, я помню актеров театра имени Сейфуллина и себя самого в роли мусье Жордана. То, что он сделал с нами иначе как волшебным превращением не назовешь, – мы все танцевали. И в пьесе уйма возможностей для фантазии артиста.

 

Взгляд на СОБЫТИЯ

Ольга МООС

1 471

Полезные ресурсы