На Международный театральный фестиваль «Мост дружбы» наш театр ездил не в первый раз. Станиславцы оттуда никогда без призов не возвращались, но если раньше это были, по сути, дипломантские награды, то теперь по-настоящему лауреатские. В 2012 году карагандинцы удостоились награды «За чистоту русской речи». В этом привезли из Йошкар-Олы три диплома. Первый, самый престижный, «За лучший актерский ансамбль». И это притом что, помимо российских коллективов и театров ближнего зарубежья, «Мост дружбы» простерся аж до испанцев. Венгры и сербы тоже привезли свои работы.
– Приз очень важный, весомый. Это значит, что актеры воспринимали друг друга буквально затылками, настолько они спеты и сыграны. Действовали как единый организм или механизм, точный, как часы, – рисует образы руководитель театра Дунай Еспаев.
– Этот приз – высший пилотаж, – подтверждает актриса Ирина Городкова.
– Моя награда – наше общее достижение, – вторит ей Павел Авдюков.
Ирина и Павел стали обладателями именных дипломов. Городкова получила приз «Верность русскому театру», а молодой Авдюков – «Надежда».
Верность, сыгранность и право на надежду актеры демонстрировали всю дорогу. Буквально. Сначала им пришлось пережить 12-часовую задержку рейса, затем долгий переезд на автобусе. Даже покинув пассажирские места, актеры не отправились спать, а бросились разгружать машину. Впервые решили не брать с собой рабочих сцены, так что и разгружали, и монтировали декорации сами. Взяли притом с собой все, вплоть до гвоздей, на всякий случай, так что машина была набита битком.
Что приятно, в этих заботах нашим помогали актеры сначала театра в Буинске, где станиславцы устроили мини-гастроль. А потом уже йошкаролинцы. Так что карагандинцы, по их признанию журналистам, почувствовали: на сцене дома все близкие родственники, а в других городах – дальние. Но тоже родные по крови люди. Одним словом, мост дружбы.
Спрашивали, почему в Йошкар-Олу привезли именно «Без вины виноватых» – постановку Станислава Васильева по пьесе Островского.
– Это выбор оргкомитета, – отвечал Дунай Еспаев. – Мы ожидали, что пройдет «Ревизор», но тогда он был бы уже второй на фестивале. А организаторы хотели, чтобы были представлены все великие русские драматурги.
К слову, «Ревизор» театра из Набережных Челнов взял Гран-при фестиваля.
– И мы подумали, что это должен был быть наш Гран-при, – веско говорит руководитель театра, и актеры грустно и дружно кивают.
Но есть возможность гоголевскому «Ревизору» в постановке того же Васильева, каждый раз собирающему аншлаг в Караганде, «выстрелить» не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге. Что в год 100-летия революции, согласитесь, прозвучит. Как следует из официального приглашения на фестиваль в театр «Балтийский дом», эта постановка понравилась главе оргкомитета. И он даже разрешил превысить состав участников. По списку полагается на двоих меньше, но карагандинцам пошли навстречу.
– 11 марта мы вылетаем в Сербию, в Белград. Спектакль «Стена живых» прошел экспертную комиссию фестиваля «Славия-2018», – продолжает список приглашений Дунай Амандыкович. – 8 апреля открывается фестиваль в Санкт-Петербурге. Буквально на днях театр получил окончательное приглашение в Керчь, на форум античной драматургии. Нашим предстоит играть на раскопках древнего города, так что в репертуаре появится еврипидовская «Федра» в постановке Куандыка Касымова. Карагандинская публика увидит ее 9 марта, когда состоится премьера. 15 января ожидается официальное приглашение из Турции, на Анталийский фестиваль. И в Ялте ждут «Маленькую камерную пьесу».
Хватит ли финансов на воплощение столь грандиозных планов?
– Пока есть поддержка, но хотелось бы еще большей отзывчивости. Мы надеемся на программу «Рухани жангыру», – признается Дунай Еспаев. – И тогда сможем осилить еще шесть новых постановок и гастроли в Алматы и Петропавловске.