Классика и современность

 

Возможно, наши читатели имели шанс увидеть спектакль «Гамлет в мышеловке» в театре им. С. Сейфуллина в постановке режиссера Куандыка Касымова. Маэстро поработал и с театром им. К.С. Станиславского, оставаясь верным себе: его почерк прекрасно сохраняется в постановке «Fedra. Игра», а сам спектакль проносится яркой вспышкой страсти и трагизма.

 

Напомню, что Гамлета Куандык Касымов показал мечущимся в железной клетке, окруженным зрителями, а Полоний, по задумке маэстро, разгуливал по сцене с сотовым телефоном, собирая доказательства сумасшествия принца. В «Федре» современные детали тоже есть - чтобы размыть эпохальные границы и показать: подобные сюжеты актуальны. Но прочесть эти «знаки» можно и по-другому: что, если персонажи трагедии живут в таком мире, где могут позволить себе абсолютно все - от ношения огнестрельного оружия до установки античных колонн в своем жилище и античной моды?
Будучи актером Жамбылского областного казахского драматического театра, Куандык Касымов сыграл около 20 ролей, в качестве режиссера поставил порядка 40 спектаклей, в республиканских театрах создал более 60 постановок. Сейчас он - художественный руководитель столичного музыкально-театрального центра Айгуль Иманбаевой «А.И.», но продолжает ставить спектакли. Куандык Кулмамырович - лауреат международной премии им. Ч. Айтматова, награжден медалью «Ерең еңбегі үшін» и профессиональной наградой «Режиссер года-2011». Его режиссерские работы в спектаклях «Қыз Жібек», «Медея», «Троя арулары», «Қаракөз», «Мать-земля», «Нерон и Я», «Антигона» и другие получали награды на международных фестивалях в Украине, Сербии, Румынии, Македонии и Египте.


И вот теперь - «Федра» на сцене театра им. К. С. Станиславского. С нашим Русским драматическим театром режиссер работает впервые, но впечатления у него хорошие: актеры, признается, стремятся вникать в сущность мастерства.


- Редко встречаешь коллектив, с которым хочется работать, - дополнил К. Касымов. - Иногда подготовка спектакля ведется из-под палки, здесь же мы вместе стремились сразу создать атмосферу, жить в ней, а актеры прекрасно поняли сверхзадачу постановки.
Сюжет прост, но его моральной тяжести это не отменяет - в основе пьесы Сенеки «Федра» лежит любовный треугольник. Жена афинского царя Тесея (Денис Цветков) Федра (Оксана Игнатенко) воспылала страстью к его сыну от амазонки Антиопы. Тесей уехал совершать очередной подвиг, оставив влюбленную в прекрасного юного Ипполита (Андрей Марычев) жену наедине со своей страстью. Федра недолго сопротивлялась чувствам, которые породили последствия более тяжелые, чем это могло бы быть.


- Ставя произведения древнегреческих авторов, а в данном случае - Сенеки, я вновь убедился, что человеческая оболочка меняется, а психологическая сущность остается, - поделился Куандык Касымов. - Федра совершает аморальный поступок и хочет перейти черту, а когда встречает сопротивление, происходит и предательство - для собственной защиты и не без последствий.


Такое происходит и ныне: у людей есть власть, деньги, преимущество - у Федры тоже. Но она остается одна, без супруга - что делать молодой женщине, у которой кипит кровь? Ипполит же всегда рядом, красивый и статный. Федра играет с судьбой, жизнью, страстями и смертью: потому и название у спектакля «Fedra. Игра». Оттого пьеса и считается классикой, не говоря уже о теме любви и предательства, которая тоже здесь звучит, - она вечная.


Куандык Касымов классику старается, насколько возможно, приблизить к современности, беседуя со зрителями на одном языке. Поэтому в одежде появляется стилизация, в декорациях - знаковые детали. Декораций, кстати, минимум: каркасные манекены, шины с древнегреческим узором, античные колонны и ворота в таком же стиле. Актер, уверен Куандык Кулмамырович, должен «дышать», чтобы донести до публики свою внутреннюю мощь, и пространство в этом лишь помогает.


Почему еще стоит посмотреть «Федру»? За час на сцене развернутся пламенные греческие танцы - в полумраке будет метаться тревожная богиня Диана, будто предчувствуя горький финал, а сменят ее афиняне в черном. Вообще, три главных цвета спектакля - черный, белый и красный - искусно отражены как в нарядах (особенно Федры), так и в освещении. Действие сопровождает полетный женский вокал под аккомпанемент гитары и барабанов - в этом своя магия звучания. Слуги Тесея тоже носят черное и красные погоны, сам царь возвращается с подвига в камуфляже. Ипполит Андрея Марычева с пистолетом в кобуре суров, холоден и ненавидит женщин - впрочем, как и в оригинале, а вот Федра Оксаны Игнатенко, скорее, неистова и страстна, нежели трагична.


Легко ли понять такую женщину, как Федра? Подобно Гамлету в клетке, я металась со стороны Ипполита (как так, мачеха влюбилась в пасынка?) на сторону ее самой (как так, молодую женщину оставил муж?), а ее признания Ипполиту, обреченные на отказ, звучали как стихи первой безответной любви.


Если человек имеет сострадание и ему близки чувства, захватившие Федру, - ее понять легко, таковы рассуждения Оксаны Игнатенко. Главную героиню нужно пожалеть: ее безумие - это болезнь, при этом она и жертва, и злодейка, ибо жертвы способны на злые поступки. Но Федра еще жертва обстоятельств, своей страсти, хотя, поделилась Оксана, Тесей подобное не простил бы. А потому в финале случается то, что случается.

15 марта 2018.

Автор: Анна СТРОКОВА
Фото Линара ГАЛИМОВА

inkaraganda.kz

1 221

Полезные ресурсы