25 января 2018.

Однажды в Куличовке

 

Аттракцион в двух сеансах по пьесе Нила Саймона «Дураки», премьера которого состоялась на днях в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, работает безотказно. История учителя, попавшего в деревню дураков, кого-то рассмешит, а кого-то заставит крепко задуматься.

 

Пьеса «Дураки» живого классика американской драматургии Нила Саймона написана в 1981 году. Комедия, с триумфом шагающая по подмосткам США, Великобритании, Италии, Кыргызстана, Ирландии и других стран, была, тем не менее, прохладно встречена критикой 37 лет назад. Сегодня только в Москве она идет в репертуаре шести театров, а теперь и в Караганде. В Театре им. К.С. Станиславского отмечают: «Дураки» будут интересны любителям юмора, ценителям философских притч, поклонникам политической сатиры и даже фанатам фэнтези».


Над постановкой спектакля трудился азербайджанский режиссер Микаил Микаилов в содружестве с земляком, художником-постановщиком Мустафой Мустафаевым. Перед зрителями они воплотили общество, которое замкнулось в себе: жители села Куличовка убеждены, что над ними заклятие, хотя их сознание парализовали страхи и предрассудки, не дающие быть самими собой.


И в эту «сломанную деревню» приезжает молодой учитель - Леон Толчинский (Павел Кондратьев). На первый взгляд тут живут обычные люди: почтальон Мышкин (Константин Снегирев), мясник Слович (Артем Жангиров), доктор Зубрицкий (Александр Кашуро) с женой Еленой (Галина Турчина), пастух Снецкий (Алексей Браилко), торговка Янка (Марина Марычева) и Староста (Владимир Левтеров). Но все они - дураки. Бежать бы Леону, да он влюбляется в дочку доктора Софью (Анна Суханова) и решает бороться за ее руку, сердце и разум с главным злодеем села - графом Юзекевичем (Денис Цветков). 


Эта история - не только о любви, которая заставляет жертвовать собой и пробуждает дремавший рассудок, но и о страхе, лишающем разума похлеще всяких заклятий. И в этом есть даже небольшой привет Джорджу Оруэллу - тот в своем романе-антиутопии «1984» отмечал: «Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными, а сознательными не станут, пока не взбунтуются».


Первое, что в «Дураках» я подметила сразу, - сложные изящные декорации, которые, рассказали в театре, легко транспортировать. Искусно создано прибытие поезда в начале спектакля, а в центре сцены нас встречают часы, будто сломанные, кривоватые. Время сломалось: жители Куличовки застряли в иррациональной эпохе. В оригинале время действия пьесы - царское, здесь же, отметил Микаил Микаилов, нужно было продемонстрировать его неопределенность и, как следствие, актуальность сюжета.


Жители Куличовки одеты в экстравагантные костюмы: почтальон носит дождевик и красные очки, торговка появляется с косой и в капюшоне, а доктор облачен в сорочку и спальный колпак. Зрители увидят на одной из героинь необычное платье из полиэтилена, а граф Юзекевич, который в оригинале кажется весьма серьезным злодеем, в постановке предпочел камуфляжный плащ, рогатый шлем и в итоге оказался скорее забавным. Такой шлем японского образца, объяснил Мустафа Мустафаев, символизирует стремление героя к власти, а в образ графа решено было добавить юмора и обаяния.
Костюмы и декорации в своем тандеме складываются в стиль стимпанка, весьма популярный в кино, мультфильмах и компьютерных играх. Это направление научной фантастики, собравшее технологию и искусство, вдохновлено паровой энергией XIX века. Стимпанк поддерживает эстетику аттракциона, в который зритель вовлечен вместе с персонажами, и дело не только в том, что последние ломают четвертую стену, общаясь с залом. Музыка, к слову, действу под стать - мотивы главных героев лиричны, остальным отведены мелодии более энергичные и шкодные.


Как в «заколдованном» селе Куличовка существует инфраструктура, если даже торговка Янка называет цветы рыбой и не ведает, что продает? Как доктор Зубрицкий ставит диагнозы, не окончив медфака? Как сельчане узнают, который час, если не умеют считать? Мимо этих вопросов пройти невозможно. У жителей Куличовки, говорит Микаил Микаилов, своя логика - пусть и непонятная нам, как у какого-нибудь отдаленно живущего племени.
И будь над Куличовкой настоящее заклятие, получилась бы сказка. «Дураки» трагичны тем, что заклятие люди придумали сами и боятся пересечь черту, и потому оно сродни страшной болезни, которая должна вылечиваться, но этого не происходит. Замкнутость разума персонажей одних повеселила, а меня напугала: вылечить разум не одно и то же, что вылечить простуду. Сколько стен мы себе возводим? Сколько боимся сделать или сказать? Скольким мы разрешаем себя пугать без причины? Что бы я сделала на месте Леона Толчинского, приехавшего в богом забытую Куличовку и увидевшего людей невежественных, к обучению негодных по собственной воле? Осталась бороться за их умы или бежала бы, не оглядываясь? А что бы сделали вы?..

 

Автор: Анна СТРОКОВА

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

inkaraganda.kz

1 235

Полезные ресурсы