22 июня 2019.
Театр им. Станиславского закрывал свой 87 сезон русской классикой — спектаклем «Вишневый сад». В конце этого сезона для театра зарубежную классику «Сон в летнюю ночь» поставил американский режиссер Джон Блонделл. 5 причин от NovoeTV, почему стоит посмотреть этот спектакль.
Причина № 1: это история о любви
Спектакль начинается свадебными приготовлениями герцога Тесея и царицы Ипполиты. В это время двое молодых людей, Лизандр и Деметри, добиваются руки одной из красивейших девушек Афин — Гермии. Но девушка любит Лизандра, а отец запрещает ей выйти за него замуж. Тогда влюбленные решают ночью бежать из Афин, чтобы обвенчаться там, где их не смогут найти. Подруга Гермии, Елена, из любви к Деметрию выдаёт ему беглецов. Взбешённый Деметрий бросается за ними в погоню, Елена — за ним. На фоне предстоящей свадьбы и любовного треугольника появляются еще персонажи — группа афинских ремесленников, готовящих к торжеству пьесу о несчастной любви Фисбы и Пирама. Сцены с ними не лишены юмора, особенно если вспомнить, что когда-то все роли в постановках играли мужчины…
Но кому приснился этот сон в летнюю ночь, узнаете, посмотрев постановку.
Причина №2: это первая работа Джона Блонделла с русским театром
Директор им. Станиславского Дунай Еспаев после знакомства с театральным специалистом из США на Международном Шекспировском фестивале в Македонии договорился о сотрудничестве с Блонделлом. Первый раз американский режиссер приехал в Караганду на закрытие 87-го театрального сезона и анонсировал «Сон в летнюю ночь Шекспира».
Постановки Джонна Блонделла видели жители Америки и Европы, и в эти выходные впервые на всем постсоветском пространстве его работу увидят карагандинцы и гости города. Хотя это его первая работа с русским драматическим театром, Блонделл очень любит русских драматургов, как классических, так и современных. Он углубленно их изучал.
Говоря о своем методе работы, режиссер делится, что привык весь процесс сразу начинать на сцене, в движении. По его словам, не текст определяет характер игры, а ситуация даёт толчок. В начале репетиций актеры работали этюдным методом, а после них некоторые идеи были использованы в постановке. Иначе говоря, воображение карагандинских актеров работало на общую идею пьесы.
Причина №3: Блонделл ставит «Сон в летнюю ночь» в 7-ой раз
Хоть это уже 7-ая постановка шекспировкого произведения, по словам режиссера, они все отличаются друг от друга.
Как рассказал режиссер, приглашение сделать постановку поступает вместе с конкретным спектаклем. Для Джона Блонделла эта пьеса — бездонная, поэтому он возвращался к ней столько раз.
В каждой постановке новое решение, иные кинографические подходы, световые и визуальные аспекты. Как отметил режиссер, начиная менять что-то одного, меняется и все остальное, в итоге — совершенно новый спектакль. Самое важное — актеры в каждом театре играют по-разному, что тоже отличает одну постановку от другой.
«Иногда смотришь и думаешь, что есть что-то похожее. Но в целом и общем — все разное», — говорит Джон Блонделл о своих постановках спектакля «Сон в летнюю ночь.
Причина № 4: американский режиссер смешивал актерские школы
Алла Демидова — советская и российская актриса театра и кино — в одной из телевизионных программ так объяснила суть систем Станиславского, Брехта и Чехова.
Задача: актер сидит на стуле. Он должен изобразить, что скачет на нем, как на лошади.
Станиславский: я верю, что стул — это лошадь.
Брехт: я знаю, что это стул, но вам покажу, что это лошадь.
Чехов: мне не важно, стул это или лошадь, но я вижу себя скачущим.
В своей работе гость из Америки привык смешивать эти системы, беря от них все самое лучшее. Что он берет из каждой системы? Это зависит от города, театра и труппы — везде все индивидуально.
Карагандинским актерам этот опыт был интересен, хотя они привыкли работать по одной системе. Этот необычный эксперимент для нашего театра обыграли в спектакле «Сон в летнюю ночь». Один из персонажей, выходя на сцену, делится со зрителем, что никакой системы станиславского тут не будет, и все это из-за американского режиссера.
Причина №5: совместная работа режиссера из Америки и театра Караганды превзошла все ожидания
Хоть и многие из труппы театра им. Станиславского не знают английского языка, а режиссер не говорит по-русски, это не стало проблемой. Блонделл говорит, что актеру важнее всего чувствовать страсть своего героя.
В костюмах, основные цвета которых белый и черный, по словам режиссера, смешиваются несколько стилей — от ренессанса до модерна. Некоторые персонажи говорят стихами, другие — прозой — это показывает их происхождение. В этом спектакле интересное световое решение, которое помогает зрителю переключиться с одного места действия на другое. Дебют в русском драматическом театре Джона Блонделла идет около 2,5 часов.
У вас есть шанс посмотреть этот спектакль 22 и 23 июня. Начало — в 17:00. Закрытие театрального сезона пройдет 23 июня в 16.00 на площади театра им. Станиславского. Актеры пройдут по красной дорожке и будут награждены самые лучшие театральные артисты года премией «Олимп».