Несмотря на то что об открытии театров и концертных залов говорить пока рано, актёрам уже разрешили вернуться к офлайн-репетициям. В Карагандинском областном русском драматическом театре им. К. С. Станиславского готовят пьесу, посвящённую 175-летию Абая.
Сейчас здесь проходят застольные читки, разбор спектакля и подбор исполнителей главных ролей. Из-за усиленного санитарного режима актёры вынуждены носить маски и соблюдать дистанцию.
- Конечно, то, что сейчас происходит, непривычно. Впервые на моей памяти мы проводим читку в зрительном зале, так как наш репетиционный зал слишком маленький, чтобы там можно было соблюдать дистанцию. Актёры все в масках, и это, признаюсь, мешает восприятию эмоций. Пока, к счастью, на этапе подготовки это не так важно, - рассказывает руководитель театра Дунай Еспаев.
Пьеса, основанная на романе «Путь Абая», особенно значима для руководителя театра. Сам он трижды играл сына поэта Абдрахмана, прозванного Абишем. В 1995 году за эту роль Дунай Еспаев получил награду республиканского фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль». Сейчас он выступает в роли режиссёра. Тем не менее уверяет, что прошлый опыт никак не скажется на сегодняшнем подборе актёров.
- Я не жду, что кто-то будет играть так же, как и я когда-то. Зачем копировать попытки, зачем нужны повторы? Это неправильно. Я прежде всего смотрю на отношение актёра, на то, как он чувствует героя, проникся ли он его образом, близок ли он ему. Как он покажет Абиша - это вопрос индивидуальности, - считает руководитель театра.
Дунай Еспаев подчёркивает, что основная цель постановки - показать зрителю Абая настоящим человеком: эмоциональным, где-то упрямым, в какой-то мере идеалистом. На передний план выйдут взаимоотношения поэта с детьми и родственниками.
- Абай - это не портрет в чапане с книжкой, который висит в каждой школе. Это прежде всего человек. Он может плакать, кричать, если не согласен, отстаивать свою позицию. У него были довольно драматичные отношения с сыновьями: он в них верил, искренне их любил, но так вышло, что потерял. Мы хотим донести до зрителя другую грань личности Абая - человеческую, более личную, - делится режиссёр.
Он предполагает, что репетиции займут довольно долгое время. К тому же спектакль требует особенных декораций и костюмов.
Когда точно зрители смогут увидеть постановку о великом поэте степей, неизвестно.
Дунай Еспаев не исключает, что, когда театрам разрешат принимать зрителей, придётся соблюдать некоторые ограничения. Такая практика сейчас вводится по всему миру. К примеру, в Лондоне актёрам даже на сцене во время спектаклей запрещено приближаться друг к другу.
- Я слежу за ситуацией в мире и вижу, что театры постепенно возвращаются к работе, но в ином формате. Вероятно, это ждёт и нас. Я знаю, что в Милане, к примеру, театрам пришлось увеличить авансцену аж до третьего зрительного ряда, чтобы оркестранты могли сидеть на положенном расстоянии. Если нам скажут сделать то же самое, мы постараемся выполнить эти требования. А для начала, я думаю, мы будем ставить спектакли с минимальным количеством действующих лиц, какие-то бытовые, камерные вещи. Конечно, если вдруг в порыве актёр забудется и, скажем, в любовной сцене кинется обнимать актрису, мы не сможем оттащить его при зрителях, - шутит руководитель театра.
Когда и на каких условиях возобновят свою работу театры Карагандинской области, станет известно позже. Тем не менее подготовка к долгожданной встрече со зрителями уже началась.