13 октября 2020.
Первая редакция пьесы написана карагандинским актером и драматургом Кенесом Жумабековым по мотивам романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая» в конце 1995 года. Тогда же под названием «Смутные времена» спектакль был представлен на суд общественности на сцене Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина.
Нынешнюю постановку режиссировал Дунай Еспаев. Не будет большим преувеличением, если сказать, что он в буквальном смысле пропустил через себя все происходящее. Дело в том, что он сам четверть века назад сыграл роль Абдрахмана, за которую на республиканском театральном фестивале, посвященном 150-летию Абая, удостоился премии в номинации «Лучшая мужская роль». Его перу принадлежит и целый ряд сцен пьесы для своей постановки. И в качестве названия спектакля Дунай Амандыкович взял строки из произведений мыслителя.
- Наследие Абая сегодня, впрочем, как и всегда, современно. Мне показалось, что его взаимоотношения с сыновьями, его личная трагедия важны для понимания его личности и творчества и должны быть в центре сюжета, - подчеркивает режиссер.
Зрители не увидят в этом спектакле богатых декораций. По замыслу художника Елены Ким, они достаточно лаконичны. Кулисы выполнены в виде ши - циновок из степного тростника. Центральное место занимает круглый подиум, позади, в темноте, угадываются перекати-поле, сверху свешивается несколько потрепанных канатов. Но, тем не менее, каждый элемент метафоричен и наполнен смыслом.
- Вся наша жизнь подобно перекати-полю. Его шары, так же как и ши, символизируют связь человека с природой. Арканы, изодранные в клочья, - это старые вековые устои. Они словно путы связывают человека, не давая ему двигаться вперед. Круг в центре говорит о вечном круговороте жизни. Таково мое видение, но каждый волен интерпретировать это по-своему, - объяснил Дунай Еспаев.
Взять, к примеру, сценический дым. Зрители расценили это как плотную завесу мракобесия такженовцев и уразбаев, сквозь которую Абай всю свою жизнь пытался прорваться. А осенний листопад во время отбытия Абиша в Алма-Ату? Думается, так режиссер хотел подчеркнуть само прощание с жизнью, ведь это была последняя встреча отца с любимым сыном.
Поражает еще одно обстоятельство - отсутствие музыки как таковой. На всем протяжении драмы звучат только песни-вокализ в исполнении артисток театра. Эта бессловесная музыкальная конструкция призвана усиливать трагичность происходящего на сцене.
Роль Абая исполнил Денис Цветков. Возвышаясь над остальными персонажами благодаря своему богатырскому росту, он словно показывает величие и масштабность своего героя. И во время его монологов начинаешь понимать, чем на самом деле жил сын Великой степи, какие думы его терзали, что радовало его сердце.
- Мы не хотели, чтобы Абай был эдаким постаментом. Он должен быть среди нас. Здесь он переживает, и кричит, и плачет. То есть у нас он живой человек, - отметил режиссер.
- Играть исторические персонажи очень тяжело. Надо пропустить через себя его переживания и выдать их так, чтобы люди видели в нем не только поэта, читающего свои «Слова назидания», но личность, которая также любила, страдала, переживала. Это большая ответственность, - поделился Д. Цветков.
Завершается спектакль интермедией с тополем, с которого раньше времени опадают листья:
- В безлюдной и бездорожной степи росло одинокое дерево. Оно жило многие месяцы, долгие годы. С надеждой и радостью раскрывало оно свои листья навстречу каждой весне… Каждый год цвело оно, и цветы опадали, а семена его ветер уносил в широкий мир… Много раз желтели, сохли и облетали его листья. Но дерево жило и плодоносило вновь и вновь. Но вот однажды молния ударила в одинокое дерево и расщепила его. Огонь опалил его ветви, уничтожил листья и семена. Поверженное, обугленное, сухое, оно обратилось к высокому синему небу: «Чем виновато я и перед кем? Разве я растило и сеяло зло и беду? Вот настала кончина моя, только ты было ее свидетелем, и к тебе мое слово. Ты видело и расцвет мой, и гибель мою. Необъятное, отвечай! - кричит Абай в пустоту.
Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Руслана КАЛИЕВА